Елена Кузьмина, директор департамента клининга NAI Becar, рассказала о привлечение подрядчиков через тендерный механизм. Привлечение клининговых операторов через конкурсные процедуры становится все более распространённой в России практикой. Однако то, как эта система работает сегодня – явно не способствует открытости конкурентных отношений и предоставлению качественных услуг.
В соответствии с действующим законодательством основной порядок проведения закупок среди государственных и полугосударственных организаций определяется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
44-ФЗ полностью регулирует процесс закупок всех государственных заказчиков, а также проведение самой торговой процедуры. 223-ФЗ регулирует исключительно общие принципы проведения закупок. Коммерческие организации, в отличие от государственных, согласно действующему законодательству не обязаны выбирать подрядчиков через тендер. И до последнего времени большинство компаний выстраивали взаимоотношения с подрядчиками по собственному усмотрению, в частности, проводили закрытые тендеры или просто приглашали высококвалифицированных игроков, успевших хорошо зарекомендовать себя на рынке.
В кризис ситуация резко изменилась. Так, в погоне за оптимизацией бюджетов, частному бизнесу пришлось обратить внимание, в том числе, и на тендерный механизм по привлечению подрядчиков. Но к чему привела за короткое время правильная на первый взгляд практика? – к резкому оживлению компаний-дискаунтеров, выигрывающим чаще всего конкурсы с падением в 50% и выше. Как следствие, заказчики перестали получать сбалансированное по цене и качеству предложение.
Многие заказчики, отталкивающиеся в этом вопросе исключительно от дешевизны предложения, упускают несколько основополагающих истин: низкая цена еще не гарантирует качественное оказание услуг. Более того, она не дает гарантий, что подрядчик вообще сможет оказывать прописанные в условиях контракта услуги. Непрофессионалов хватает в любой сфере и, если за счет предложенной низкой стоимости в вашем конкурсе победит именно такая компания - вы рискуете потратить деньги и время впустую.
Если государственный заказчик формирует начальную (максимальную) цену контракта исходя из расчетных методов, определяемых 44-ФЗ, то частные компании таких аналитических исследований чаще всего не проводят. Безусловно, всегда есть возможность обратиться к услугам сторонних аудиторских компаний. Есть организации, которые даже готовы предоставить такие расчеты бесплатно. Но в 99% таких случаях сумма контракта будет далека от реальности. В итоге компаниям, принимающим участие в аукционах, приходится работать с той суммой, которую насчитали «горе-расчетчики» и столкнуться ввиду этого со множеством сложностей и проблем. И здесь напрашивается вопрос, не лучше ли на начальном этапе привлекать грамотного консультанта, который разбирается в отрасли и способен рассчитать стоимость исходя из рыночных реалий. Стоимость профессионального консультанта, на основе исследования которого будут формироваться условия тендера, колеблется в пределах 1% от стоимости годового обслуживания здания. Но в итоге это позволит вам сэкономить гораздо больше, а также избежать риска выбора неправильного подрядчика.
Государственные организации, дабы исключить риски привлечения недобросовестных подрядчиков устанавливают так называемую максимальную планку падения или требуют от участников тендера экономического обоснования низкой цены. То есть при падении, к примеру, свыше 25% от максимальной стоимости контракта подрядчик обязуется предоставить обоснование того, за счет чего он планирует платить сотрудникам «белую зарплату», выплачивать налоги и пр. Коммерческие же организации, увы, перенимают государственные механизмы лишь отчасти. К примеру, частные заказчики, в отличие от государственных, как правило, не прописывают детальные требования к тендеру, не устанавливают никаких критериев по качеству, объему, опыту работы, персоналу, а также не прорабатывают грамотную документацию, которая хоть как-то гарантировала бы честный отбор подрядчиков. Они не готовы тратить время и средства на привлечение профессиональных консультантов, которые выполнили бы эту работу за них. Более того, многие заказчики зачастую начинают работать с подрядчиками без предварительного анализа объектов уже ими обслуживаемых. Все что сегодня большинству из них действительно важно – экономия денег.
Грамотный собственник всегда должен понимать, сколько стоит предоставление качественной услуги, соответствующей классу его объекта. Если владельцы станут более осознанно подходить к выбору партнеров, конкурентная борьба между клининговыми операторами возрастет в разы.
А заказчик от этого только выиграет. Ведь важно понимать, что цены у крупных и опытных компаний, дорожащих своей репутацией, примерно одинаковые. И основным критерием в пользу того или иного подрядчика должна стать не цена контракта, а опыт, инновационные технологии, программное обеспечение и любые другие «фишки», которые они могут предложить заказчику на объекте с целью оптимизации затрат на обслуживание.
На первом этапе кризиса из-за роста курса валют цены резко подскочили, все операторы побежали к заказчику договариваться: где-то подсократили штаты, где-то - периодичность уборки, словом, оптимизировали все, что только можно. На втором этапе компании перешли к поиску аналогов используемой техники и моющих средств. Но сейчас настало время, когда играть с ценой уже невозможно. Можно только стараться, не увеличивая бюджеты, сохранять качество обслуживания. Но с этим способен справиться лишь профессиональный игрок.
cleannow.ru (экслюзив)
2017-02-07
Обсудить на форуме (0)