Тренд сокращения числа клининговых компаний, наблюдавшийся последние полтора года, начинает меняться. В июне 2023 года число клининговых компаний в России выросло на 5% год к году, до 37,7 тыс., подсчитали в «Контур.Фокус». В начале 2020 года в стране работало 40 тыс. клининговых компаний, за последующие полтора года их количество сократилось до 35,8 тыс.
Сначала рынок сокращался под влиянием пандемии: многие компании перевели сотрудников на удаленный формат работы, спрос на уборку объектов коммерческой недвижимости упал. Кроме того, отмечает директор отдела по управлению эксплуатацией объектов недвижимости CORE.XP Наталья Афанасова, на сокращение повлияло усиление проверок со стороны налоговой службы. В основном с рынка уходили небольшие игроки, говорит коммерческий директор O1 Standart Алла Тигнер. Затем, в прошлом году, отток с российского рынка иностранных компаний также привел к высвобождению офисных площадей, что также снизило спрос на уборку, отмечает руководитель DID-clean Дмитрий Вахранев.
Компенсировать выпадающие доходы за счет частных заказов получилось не у всех компаний: по словам эксперта «Контур.Фокус» Антона Яковлева, многие граждане в начале кризиса стали отказываться от платной уборки квартир. Сейчас многие компании стали активнее возвращать в офисы сотрудников, что стало одной из причин роста спроса на услуги клининговых компаний и, соответственно, роста их числа, считает господин Яковлев.
https://www.kommersant.ru/doc/6095736