Здравствуйте, коллеги по клинингу!
На актуальной для многих теме – экономического кризиса хочу опробовать новый для меня формат – подкастов, разговоров с вами на актуальные темы.
Аудио-версия будет по ссылкам далее.
На этом форуме я размещаю текстовую версию.
Для начала несколько слов о себе, т.к. уже появилась категория клинингистов не знакомых со мной:
• В профессиональном клининге с 1996 года.
• Научный руководитель Международного института ухода за зданиями, который занимается обучением и консультациями в клининге.
• Автор множества учебных пособий и онлайн-курсов по клинингу.
• Владелец клининговой компании, которая со временем стала опытно-производственной базой МИУЗа.
• Клининговый практик с научным подходом.
• Партнер ряда известных европейских и отечественных производителей клинингового оснащения.
А, прежде чем перейти к самой теме разговора, приведу для примера интервью российского экономико-географа, профессора МГУ Натальи Зубаревич:
Можно послушать и многих других специалистов по экономике.
Собственно, по мнению большинства экономистов и политологов, мир к которому мы привыкли за последние годы, на глазах меняется и таким как он был, уже никогда не будет.
Конечно же это касается и профессионального клининга. И многие из вас это уже почувствовали.
Что же будет и к чему готовиться?
Волею судеб, несмотря на то, что я гражданин России, я нахожусь в Харькове на Украине. И если раньше по опыту российского клининга я мог спрогнозировать то, что будет происходить в украинском, то сейчас наоборот кризис в клининговой отрасли, усиленный с началом боевых действий, в определенной мере показывает то, что скорее всего будет происходить в России.
Разумеется, есть общие тенденции, связанные в первую очередь с кризисом в мировой экономике.
А они примерно такие:
• Снижение промышленного производства,
• Обнищание населения и постепенное исчезновение среднего класса,
• Сокращение торговли,
• Общий рост цен.
Все это напрямую влияет на клининговую отрасль.
Конечно, убирать помещения не перестанут, но очень сильно изменится соотношение сегментов рынка и общий спрос на услуги клининга.
Все это, исходя из прогнозов экономистов, было понятно и раньше. Поэтому еще два года назад я на информационно-образовательном портале МИУЗа разместил онлайн-курс «Клининг в кризис». Но если еще год назад многим казалось, что вот закончится ковид и все станет таким, как и прежде, то сейчас намного более очевидно, что это не так.
При этом я, осознавая, что кризис только начинается, не мог представить себе такого развития событий.
Но все основные изменения еще впереди и общие тенденции остались теми же.
Поэтому еще можно, что-то предпринять, хотя конечно, многое уже упущено, особенно с учетом того, что многое из клинингового оснащения исчезло с рынка, а на имеющееся цены значительно выросли.
А для тех, у кого нет резервов, ситуация становится и вовсе грустной.
Каких изменений нужно ждать?
Из негативного:
Во-первых, по опыту кризиса 2008 года, на фоне ухода существующих клининговых компаний, появится большое количество новых и множества самозанятых. Это связано с тем, что те, у кого закрылся основной бизнес, но остались некоторые средства, которые можно куда-то вложить, будут искать сферы, в которых, по их мнению, не нужно специальных знаний. Ну а новые самозанятые – те, кто потерял основную работу и ищет, где хоть как-то можно заработать.
Во-вторых, спрос на клининговые услуги в жилом сегменте будет ощутимо падать, т.к. доходы домохозяйств падают, а уборку можно сделать как-то и самим.
В-третьих, помимо того, что многие брендовые бутики закрываются, будет сокращаться спрос на клининговые услуги и в торговых центрах, что взаимосвязано.
В-четвертых, промышленные предприятия с уходящим иностранным капиталом останавливаются или перенастраиваются под новые реалии, что также снижает спрос.
На фото опустевшие бутики торгового центра в Нижнем Новгороде.
Из позитивного:
Клининговые услуги в государственном секторе, в основном, сохранятся. А это больницы, школы и другие государственные учреждения. Но там вырастут требования.
Кроме того, как показывает опыт предыдущих кризисов, строительство и ремонт зданий и помещений осуществляется всегда. Вопрос лишь в объемах и требованиях
Скорее всего, будет развиваться сегмент обновляющего клининга, т.к. дешевле обновить и восстановить поверхности, в первую очередь полы, чем заменить на новые, на что раньше денег особо не жалели.
Исходя из этих тенденций и можно строить планы сохранения и даже развития клинингового бизнеса.
Если эта тема для вас актуальна, обязательно ставьте лайки и задавайте вопросы!
Далее мы можем рассмотреть уже некоторую конкретику по адаптации клинингового бизнеса в условиях развивающегося кризиса.
В частности:
• Как удержаться с клинингом в жилом сегменте?
• Как зайти с клининговыми услугами и развиться в государственном сегменте?
• Тенденции и изменения в кризис по работе с персоналом.
• Как заняться обновляющим клинингом?
Могут быть и другие темы, исходя из ваших запросов.
Тему кризиса я уже поднимал на этом форуме несколько месяцев назад.
Там же смотрите ссылку на онлайн-курс «Клининг в кризис»
Индивидуальные консультации по теме «Клининг в кризис» (и не только) можно получить в Telegram и Viber.
Предварительное собеседование – бесплатно!
Главное не паниковать и трезво оценивать ситуацию. Если определенные рынки сбыта потеряны или поменялись, нужно искать новые.
Начать оказывать услуги, которые актуальны в кризисное время.
Благодаря вопросам слушателей подкастов Клининговая инфотека МИУЗа пополнена новым разделом - "Аудиотека"
Смотрите раздел ЗДЕСЬ (для доступа требуется регистрация)