Компания МосКлининг.
Нам пришла крейзи идея. А что если адаптировать малогабаритных квартирных роботов-пылесосов к уборке коммерческих помещений — как оказалось, есть по крайней мере одна компания в мире, которая пошла именно этим путем — а именно, TPLC UK из Англии.
Мы начали пытаться сконструировать тележку для обслуживания сразу десятков подобных роботов-пылесосов на объекте (они нуждаются в зарядке, wifi, смене воды и расходников), а также написать софт для возможности контроля десятков роботов на десятках объектов. Если тележка у нас более-менее получилась, то написание своего ПО очень тормозилось ввиду закрытого API используемых роботов (роботы-пылесосы, как вы понимаете мы не изобретали с нуля, а использовали проверенные модели с рынка). В ход пошли Home assist, Arduino, Raspberry, реверс-инжиниринг и прочие способы «на коленке». Но полноценный коммерческий продукт мы недопилили. Тем не менее, мы продолжаем тестировать обычных роботов-пылесосов немного «допилив» на ряде объектов — смотрим и с точки зрения эксплуатации, и взаимодействия с заказчиком и срока окупаемости. Выгода получается когда с помощью роботов можно немного сократить время работы клинеров на объекте. Скажем, в здании вместо 3х клинеров целый день, теперь работает два клинера целый день вместе с 7 роботами.
Как мы уборщиц на роботов заменяли
Наша компания (Москлининг) занимается обслуживанием коммерческих объектов в Москве и других регионах. Как можно судить по названию — основная специализация на клининге — ежедневной уборке на предприятиях. Уже около 3х лет присматриваемся к появляющимся на рынке новинкам относительно роботизации уборки. Стоит сделать отступление, что клининг — одна из самых массовых профессий, которую пока мало затронула цифровизация, в отличие от таких массовых профессий, как водители и продавцы, куда активно заходит автоматизация и роботизация. По данным НИУ ВШЭ в клининге задействовано более 2% активного населения нашей страны. Давайте разбираться, почему рынок клининга буксует на пути к автоматизации и роботизации.
Начало пути
Расскажу немного про опыт нашей компании. Мы экспериментировали с цифровизацией в нашей работе на протяжении последних 6 лет — среди экспериментов были, например, различные варианты трекинга и оптимизации работы клинеров на объектах с помощью трекеров физической активности и qr-кодов в здании, а также эксперименты по взаимодействию клининговая компания — заказчик — клинер, в виде мобильных приложений, где заказчик может отслеживать работу клинеров, оставлять пожелания и задачи. Это все может претендовать на увеличение общей эффективности и удобства работы с заказчиком, но, вряд ли, может претендовать на прорыв в отрасли.
Около 3х лет назад мы впервые стали присматриваться к промышленным роботам-уборщикам, то есть роботам, которые заточены под уборку коммерческих больших объектов. Тогда мы нашли и связались в основном с компаниями производителями роботов из Европы. На главном отраслевом форуме — Interclean, который проходит в Амстердаме есть секция с роботами уже пару десятков лет (!), и там первые места в течение нескольких лет получали робот KIRA от Karcher, а также робот другой немецкой компании Adlatus. Связавшись и с теми, и с другими, получили ответ, что машины еще достаточно сырые, и экспорт в Россию пока не предвидится. Мы даже готовы были стать дистрибьютором, но получили отказ. Забегая вперед скажу, что и по сей день, спустя 3 года, эти модели все еще буксуют не то что во всем мире, но даже на их локальном рынке.
Полная статься на vc.ru