Для клининговых компаний наступает горячая пора

Весной в России принято проводить генеральные уборки - мыть окна, протирать мебель, проветривать помещения. Этот своеобразный обряд очищения после долгой зимы по традиции проводится не только в жилых помещениях, но и в офисах. Прежде этим занимались сами сотрудники на субботниках, сейчас конторы охотнее приглашают профессиональных уборщиков или, как теперь их принято называть, "клинеров". В России клининговые услуги сначала были востребованы только представительствами зарубежных компаний, пытавшихся организовать свой бизнес в нашей стране по тем же принципам разделения труда, что и у себя на родине, путем передачи вспомогательных функций профессионалам. Собственно, именно активный приход в нашу страну иностранных корпораций сформировал спрос на услуги клинеров и инициировал развитие этого рынка сначала в Москве, а затем и в крупных российских городах.

Эксперты утверждают, что обращение к услугам профессиональных клинеров позволяет компании в первую очередь сэкономить средства и оптимизировать процесс управления бизнесом. Эффект, в частности, достигается за счет сокращения численности обслуживающего персонала, снижения расходов на декоративный ремонт помещений. Кроме того, обращение к аутсорсингу услуг позволяет уменьшить налогооблагаемую базу: клиенту уже не надо платить налоги с зарплаты уборщиков, более того, оплата уборочных услуг списывается в расходы. В конце концов безупречный порядок в помещении повышает престиж фирмы. Критериями выбора клининговой фирмы являются: авторитет на рынке, стоимость и ассортимент предоставляемых услуг, уровень используемых в работе оборудования, технологий и химикатов, квалификация персонала, система контроля выполнения уборки По словам гендиректора Международной ассоциации компаний индустрии чистоты Маргариты Авдеевой, точно установить объем рынка клининговых услуг в России пока не представляется возможным, так как исследования проводятся довольно редко и носят поверхностный характер. Например, крупнейшая трансконтинентальная компания ISS определяет свой годовой оборот в 7,5 млрд евро. Но в этой компании работают 520 тыс. человек. В России же эта компания представлена на рынке очень слабо. Но наряду с такими крупными корпорациями, как ISS, существуют еще десятки тысяч средних и мелких компаний, обороты которых просто неизвестны. Так что об объемах рынка клининга в мире можно только догадываться. В России же есть несколько крупных игроков. В среднем оборот таких компаний может доходить до 50-100 млн евро в год. Так что соотношение сил клининга в России и Европе просто несоизмеримо. По данным агентства Discovery Research Group, объем рынка клининга в России составляет около $1 млрд. Но ввиду сокращения числа сдаваемых в эксплуатацию объектов недвижимости рост индустрии клининга имеет скорее инерционный характер. По грубым оценкам, в стране сейчас действуют около 1000 компаний, занимающихся клинингом. Сегодня ассортимент подобных услуг весьма широк, рынок делится на три крупных сегмента: промышленный, офисный и бытовой. В зависимости от вида услуг колеблется рентабельность бизнеса. Чрезвычайно востребована мойка фасадов в Москве. Быстро набирает популярность так называемый "зеленый клининг", который на фоне экологического бума в Европе предлагает применение щадящих по отношению к окружающей среде технологий. В регионах катализатором развития рынка стала экспансия столичных сетей, которые при открытии новых представительств "перетягивают" клининговые компании за собой в глубинку. В общем объеме потребителей клининговых услуг основными заказчиками являются собственники торговой и офисной недвижимости - их доля составляет около 80%. Непопулярен клининг в системе ЖКХ, образовательных и медицинских учреждениях. Наиболее востребованы как в западных странах, так и у нас ежедневное обслуживание объектов недвижимости, специализированные работы (например, химчистка мягкой мебели и ковролина, полировка каменных полов), уборка прилегающих к зданию территорий, вывоз мусора и снега. Владельцы клинингового бизнеса стараются расширять сферу деятельности за счет сопутствующих услуг - продажи уборочного оборудования, инвентаря, расходных материалов, консалтинга. По оценкам экспертов, в ближайшие годы рынок ждут замедление роста и некоторый спад спроса. На Западе весьма широкое распространение получил клининг частных помещений. Так, около 80% всех жителей США предпочитают поручать уборку своих квартир профессионалам. У нас эта услуга находится в зачаточном состоянии. У россиян бытует мнение, что проще самостоятельно сделать влажную уборку пола, протереть окна, смахнуть тряпкой пыль с мебели. Компании, оказывающие клининговые услуги, выделяются на фоне других компаний своей мобильностью. Они всегда заинтересованы в клиентах, нацелены на них, поэтому дозвониться в такие компании абсолютно не составляет никакого труда. К тому же они всегда оперативны. Это значит, что работы могут быть быстро распределены между сотрудниками согласно имеющимся ресурсам и объемам. Как правило, крупные компании, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке, постоянно проводят обучение персонала. Ведь разработка нового оборудования для уборки - это одно, а умение им пользоваться и знание технической документации - это другое. И каждый сотрудник, работающий в такой компании, должен знать, как работает то или иное оборудование, грамотно с ним обращаться, а в случае поломки знать, в чем причина неработоспособности.

- Для создания клининговой компании прежде всего нужен персонал, желательно с опытом работы в крупных российских уборочных компаниях, - говорит Маргарита Авдеева. - Это те люди, которые будут организовывать бизнес с нуля: специалисты по организации услуг на объектах, опытные исполнители, продавцы и т.д. Многие компании начинали свою деятельность при помощи так называемого "почкования". Но это мировая практика. Покупка уборочного оборудования и моющих средств не представляет особого труда, но также требуются знания относительно преимуществ и недостатков тех или иных брендов. Прибыльность бизнеса в России по сравнению с Европой (3-5%) выше. Компании работают в основном с прибылью в 10-15%. На каждый вид услуг клининговые компании устанавливают свои определенные расценки. Помимо этого цена зависит от объема работ (обычно считают за квадратный метр), сроков, сложности работы, вида необходимой услуги. Многие руководители предприятий постепенно приходит к выводу, что профессиональные клининговые услуги, оказываемые специалистом, намного эффективнее и дешевле. По расчетам получается, что нанять одного или более (в зависимости от убираемой площади) мастера чистоты и выплачивать ежемесячную заработную плату стоит намного дороже. Поэтому руководители предприятий, осознав экономическую выгоду, предпочитают обратиться в клининговые компании и заключают договора на постоянное сотрудничество. Критериями выбора клининговой фирмы являются: авторитет на рынке, стоимость и ассортимент предоставляемых услуг, уровень используемых в работе оборудования, технологий и химикатов, квалификация персонала, система контроля выполнения уборки. Пакеты услуг формируются под каждого клиента индивидуально. Сотрудник клининговой компании, получив заявку, выезжает на осмотр помещения, чтобы оценить объем предстоящих работ. В расчете стоимости услуг учитываются такие факторы, как площадь, заставленность, проходимость помещения, допустимое время выполнения работ и др. В итоге предоставляются данные по перечню необходимых работ, количеству сотрудников, графику уборки, продолжительности смены уборщиков. На основе этой информации высчитывается стоимость контракта. Как правило, клининговые фирмы делают такой расчет бесплатно. Некоторые компании для привлечения заказчиков предлагают осмотр убираемых ими помещений, чтобы клиент мог убедиться в качестве предоставляемых услуг.

По размеру бизнеса клининговые компании можно условно поделить на четыре большие категории: крупнейшие операторы (численность персонала более 500 человек ), крупные операторы (от 200 до 500 человек), средние операторы (от 50 до 200 человек), мелкие операторы (до 50 человек). Ядро продаж (более 80% в стоимостном эквиваленте) на рынке приходится на первую и вторую категории. Крупных заказчиков имеют всего около 50 компаний. Самой многочисленной в количественном отношении является четвертая группа. Среди компаний этой группы преобладают фирмы с количеством работающих 5-20 человек. Кроме того, на рынке клининговых услуг, по оценкам экспертов, работает несколько сотен "карманных" фирм, являющихся внутренними подразделениями компаний. Будущее таких подразделений пока не определено. С одной стороны, они вполне могут начать работать на открытом рынке, расширяя круг своих клиентов. Однако, что более вероятно, компании постепенно откажутся от такого рода подразделений (как это произошло со Сбербанком) в пользу рыночных операторов, ассортимент и качество услуг у которых лучше. И, наконец, нельзя не упомянуть об от дельных уборщиках и незарегистрированных частных бригадах, занятых, как правило, на сезонных работах. Потребителями таких услуг, как правило, являются частные лица, маленькие магазины и офисы. Эта группа крайне нестабильна - постоянно появляются новые бригады и уходят старые. Оценить, какая часть рынка приходится на долю этой группы, затруднительно.

Российская газета, 2012-04-06

Обсудить на форуме (0)