Итоги года

Заканчивается 2011 год. Каким он был? Что ждет нас в 2012 году? Который год нам говорят об очередном витке кризиса, но мы все же рассчитываем на нормальную жизнь и развитие бизнеса, которым мы занимаемся, поэтому обратились к представителям клининговых компаний с просьбой поделиться своими взглядами на настоящее и будущее. Мы выбирали разные по географии и размерам компании, и, конечно, оказалось, что их взгляды очень разнятся. Кто-то скептически смотрит на приходящий год, кто-то хочет показать, что ему никакой кризис не страшен и прибыли их компании растут с невиданной быстротой аж до 20–40%, а кто-то серьезно анализирует происходящие в нашей отрасли процессы. Ясно одно: шапкозакидательства не получится ни у кого, экономические трудности объективно существуют и требуют поиска новых подходов. Но тем не менее отрасль развивается, потому что есть определенные гигантские государственные объекты, которые вводятся или будут вводиться в ближайшее время в эксплуатацию и потребуют постоянного качественного ухода.  Соответственно, развивается и конкуренция. Но при этом поводы для оптимизма находят все, так как без него движения вперед точно не будет: он рождает идеи, дает энергию для поиска новых партнеров, подталкивает к постоянному движению, а значит к развитию.

Елена Литкевич, 
компания «Блеск» (Хабаровск)

Клининговый рынок, конечно, развивается, но касается это не только клинеров. Пожалуй, в большей степени это проявляется со стороны заказчиков, которые начинают предъявлять высокие требования к качеству уборки, но платить за качественную услугу не считают нужным. Появилось много таких заказчиков, которые просят обсчитать объект только для того, чтобы сравнить эту стоимость со своими затратами или чтобы провести «тайный» тендер для снижения стоимости уже работающего с ними клининга, а потом «отжать» его. Непосредственно сами клининговые компании пока в стагнации; видимо, нет стимула и интереса: пытаются подстроиться под заказчика всеми путями. В перспективу даже страшно смотреть. Уборщицы работать не хотят, даже при достойной зарплате: лучше меньше платите, но и работать я буду меньше. Менеджеров объекта тоже сложно найти. Еще 3–4 года назад из кадров выстраивалась очередь, сейчас у нас проблема: не с кем работать. Думаю, что наступила пора приучать заказчика, что клининг – это дорогое удовольствие, он не может быть средним или выше среднего. Клининг – это высококачественная уборка с применением профессиональных средств и технологий, все остальное по низким ценам – это всего лишь его подобие.

Дмитрий Винокуров
директор компании «Уборка 77»

Перед Новым годом принято подводить итоги года прошедшего и строить планы на год будущий.
В работе нашей компании в 2011 году больших изменений не произошло. В самом начале года традиционно объектов было немного, в основном из-за позднего прихода весны. Но с ее приходом, как обычно, пошло оживление, что особенно сильно сказалось на количестве заказов на стекломой. Летом и осенью объем работ был сопоставим с 2010 годом, то есть ситуация складывалась несколько лучше, чем в кризисном 2009-м, но гораздо хуже, чем в 2005–2007 годах, когда один только рост строительного рынка в Москве позволял, не вкладываясь в рекламу, получать от ремонтно-строительных организаций достаточное количество интересных объектов для уборки. Но те времена уже не вернуть, уменьшение количества новостроек в Москве и сокращение объемов ввода в строй объектов коммерческой недвижимости не могли не сказаться на количестве заказов по уборке после ремонта. Поэтому конкурентная борьба за клиента в этом году была жесткая и напряженная.
Что касается прогнозов на 2012 год, я предполагаю, что конкуренция в сфере услуг вообще и в клининге в частности будет только усиливаться. В условиях сокращения производства в стране основным вариантом для честного заработка становится работа в сфере услуг. Вдобавок все большее количество представителей крупного бизнеса начинают вкладывать свои ресурсы в малый бизнес, тем самым обостряя и без того высокую конкуренцию.
Однако я полагаю, что качество клининговых услуг при чрезмерно высокой конкуренции может не улучшиться, а в ряде случаев ухудшиться. Почему? Потому что стоимость наших услуг и так достаточно «обезжирена» уже существующей конкуренцией и дальнейшее ее снижение может произойти за счет использования низкоквалифицированной рабочей силы, обучением которой заниматься уже не будут. Плюс к этому в целях экономии компании будут уменьшать нормативно необходимое количество работников, выезжающих на объект, следствием чего могут быть срыв сроков выполнения работ и ухудшение их качества. При этом расходы на моющие средства и инвентарь тоже будут вынужденно уменьшаться, что тоже не улучшит качество работ.
Есть у нас и другие поводы для волнения. Если для клининга, как для строителей, введут обязательные платные лицензии СРО, то это событие очень сильно ударит по бюджетам клининговых компаний и некоторые из них могут реально не выдержать такой нагрузки.
Однако есть и некоторые поводы для оптимизма. Увеличение количества новостроек за пределами МКАД и беспрецедентное расширение Москвы с точки зрения бизнеса вселяет надежду на увеличение объемов работ и может дать перспективу их роста в будущем.

Павел Полятус
генеральный директор компании «Мерида Плюс»

В преддверии Нового года всегда принято подводить итоги прошедшего и строить планы на будущее. И первое, и второе очень неопределенно. Да, именно так: прошедший год неопределенный. Трудно дать оценку сделанной работе. С одной стороны, наметился какой-то рост и забрезжил свет в конце тоннеля. Но с другой – этот свет может в итоге оказаться всего лишь миражом. Одно можно сказать с полной уверенностью: что мы, наша компания, наши сотрудники, наш рынок становятся более живучими и приспособленными к конкуренции и нашей действительности. К этому вынуждают конкурентная среда и экономика нашего государства. Клиенты уже давно не хотят переплачивать за ошибки и расхоложенность компаний. Им нужна реальная обоснованная цена за те услуги и товары, которые они хотят получить. И тут мы постепенно становимся похожи на развитые рынки с их жесткой конкуренцией, выверенной ценой и желанием завоевать любого клиента, даже самого маленького. Чего мы пока не можем добиться у нас, это одинаковых условий работы для всех компаний и адекватных заработных плат. К большому сожалению, еще достаточно желающих поиграть на демпинге цен, на низком уровне услуг и, как следствие, низкой репутации нашей отрасли. И мне трудно назвать эту ситуацию уникальной. Практически везде в мире мораль и совесть появлялись лишь после первичных накоплений капиталов. И мы не исключение. Очень надеюсь, что этот непростой период развития отрасли у нас пройдет и вместе с ним исчезнут «детские» болезни, жажда добыть клиента любой ценой, пусть и в ущерб всему рынку в целом. Что касается следующего года, то, по моему мнению, больших изменений ждать не стоит. Экономика будет продолжать находиться в стагнации, в лучшем случае в нейтральном положении, что, несомненно, скажется на потребительском спросе. Поскольку законодательная база не будет меняться по отношению к все еще официально не существующей отрасли «Индустрия чистоты», то и правила игры, порой не самые честные, также меняться не будут. Но жизнь не стоит на месте, рынок тем не менее растет и потихоньку меняется к лучшему. Жаль только, что не так быстро, как этого хотелось бы всем нам.

Юрий Рябичев
генеральный директор ЗАО «Примекс»

Совершенно очевидно, что в настоящее время клининговая отрасль активно развивается и текущее ее состояние несравнимо, скажем, с тем, что было три – пять лет назад. Но потенциал отрасли далеко не исчерпан. На сегодняшний день клининговые компании более или менее плотно вошли только в ритейл и офисную недвижимость, но стоит вспомнить, насколько глубоко профессиональная уборка проникла в жизнедеятельность общества в Европе, как станут очевидны горизонты и российского клининга. Нам еще только предстоит полностью освоить медицинские, образовательные учреждения, промышленные предприятия и многие другие. Практически не тронута сфера ЖКХ. Нам есть куда двигаться и есть за какого клиента сражаться.
Необходимо отметить, что государственная поддержка и отношение к профессиональной уборке очень хорошо видны. Сегодня все поняли разницу между клинингом и бабушкой со шваброй, осознали эффективность профессиональной уборки. Более того, государство оказывает содействие в поддержке и развитии профессионального клининга. Уже есть успешные примеры финансовой поддержки проектов по созданию рабочих мест в отрасли для молодежи совместно с Департаментом труда и занятости населения г. Москвы, финансирования Департаментом образования системы подготовки кадров для клининга. И что особенно важно, предпосылки для возникновения таких новых примеров по всей стране уже успешно созданы.
Хотелось бы отметить такой аспект развития отрасли, как нормативное регулирование деятельности клининговых компаний, иными словами, оценка их добропорядочности и квалификации. Заказчик вправе знать, какие работы вообще может выполнять клининговая компания, к услугам которой он обратился, и всегда хочет быть уверенным, что она качественно и в установленные сроки выполнит все обязательства и не пропадет с его деньгами. Подтвержденную информацию о компаниях клиент сможет получить только после оценки клининговых компаний неким профессиональным сертифицирующим органом. Получение такой оценки должно служить необходимым допуском компании к крупным тендерам, торгам, аукционам. И если сейчас не удастся построить систему, поддерживающую российских операторов, то в результате вступления России в ВТО сертификация игроков клининговой отрасли будет продиктована международными стандартами, что вызовет передел рынка в пользу иностранных компаний.

Дмитрий Цапин
зам. начальника производственного отдела «Столица-КлинингГрупп»

Уходящий год был непростым, но успешным и значимым для нашей компании. Год ознаменовался устойчивым развитием, было пройдено несколько знаковых этапов. Мы отмыли Большой театр после ремонта, выиграли крупные и достаточно значимые тендеры в родном для нас нефтегазовом секторе рынка, позволяющие шагнуть далеко вперед на стратегических для нас направлениях. Значимым для нас, как и для любой клининговой компании, стал подбор надежных поставщиков для бесперебойной и качественной работы, отвечающих самым высоким требованиям. Надеемся, что партнерские отношения в новом году и в более отдаленном будущем будут только крепнуть и развиваться.
Новый год мы ждем с нетерпением, так как он несет нам новые свершения и новые высоты. В новом году мы рассчитываем значительно расширить наше представительство в регионах, заключить несколько больших долгосрочных контрактов с корпоративными клиентами, выйти на новые для нас сегменты клинингового бизнеса.
Говоря о нашей отрасли в целом, можно сказать, что, как и в предыдущие годы, удача улыбнулась тем, кто этого очень хотел и соответственно прилагал большие усилия. Кризис никуда не делся. И у большинства компаний индустрии клининга сходные задачи: оптимизация бизнес-процессов, поиск адекватного персонала за адекватную цену, а также поиск новых решений по привлечению клиентов и внимание к тем нишам, о которых раньше даже и не задумывались.
Что ждет российский клининг в новом году? Ни для кого не секрет, что кризис не закончился, а будет только усугубляться. Человечество вступило в своем развитии в этап перманентного кризиса. О данном явлении в мировой экономике писал еще в первой половине ХХ века всемирно известный русский ученый Н.Д. Кондратьев. По его словам, кризисно-депрессивные явления и трудности в обществе заставляют перестраивать экономические и иные отношения. Посему в новом году будет продолжен тренд этого года, когда успешно развиваются те компании, в которых присутствуют сплоченные группы профессионалов, способные находить новые креативные решения по работе на старых объектах и приобретению новых, при непротивлении владельцев и топ-менеджмента. Перефразируя олимпийский девиз, победит тот, кто будет более умным, креативным и в какой-то мере дерзким.
В Новом, 2012 году хочется пожелать коллегам здоровья и терпения перенести трудности и устойчивого развития несмотря ни на что!!!



Журнал Клининг, 2012-01-30

Обсудить на форуме (0)