Обзор рынка клининговых услуг. Продавцы чистоты

В России клининговые услуги сначала были востребованы только представительствами зарубежных компаний, пытавшихся организовать свой бизнес в нашей стране по тем же принципам разделения труда, что и у себя на родине — путем передачи вспомогательных функций профессионалам. Собственно, именно активный приход в нашу страну иностранных корпораций сформировал спрос на услуги клинеров и инициировал развитие этого рынка сначала в Москве, а затем и в крупных российских городах. 

"Потребность в подобных услугах в Нижнем Новгороде динамично растет и в основном они пользуются популярностью у недавно открывшихся компаний, потративших деньги на ремонт, — как у филиалов столичных фирм, так и у представителей нижегородского бизнеса", — констатирует директор фирмы "Клининг-НН" Александр Алякринский. 

"Крупный бизнес осторожно подходит к вопросу аутсорсинга, — рассказывает директор ООО "Чистый Мир" Инна Хоненева. — Однако, произведя расчет своих затрат на обслуживание помещений, некоторые организации приходят к выводу, что программа аутсорсинга выгодна, поскольку позволяет в большей мере сосредоточиться на своем основном бизнесе". 

Ряд крупных предприятий, например ГАЗ, Борский стекольный завод, Горьковская железная дорога, уже рискнули отдать уборку на откуп клинерам. Некоторые промышленники (в основном представители машиностроения и пищепрома) пока находятся на перепутье — оставлять своих уборщиц или нанимать профессионалов. 

Технология быта 

Зададимся вопросом, чем же отличается работа обычных уборщиц от услуг клининговой компании? Несмотря на существующий ГОСТ Р51870-2002 на услуги по уборке зданий и сооружений, профессиональные клининговые компании, как правило, устанавливают свои, более высокие критерии чистоты. При этом, как подчеркивают клинеры, многие требования диктуют сами клиенты. Современная уборка подразумевает в первую очередь умение грамотно "работать" с новыми, высокотехнологичными материалами, которые используются при отделке помещений. Понятно, что сотрудник клининговой компании должен обладать определенным уровнем подготовки — уметь обращаться с профессиональной техникой по наведению чистоты, знать, какие именно специальные средства подходят для чистки разнообразных поверхностей. 

"Наверное, не существует компаний, которые набирают людей с улицы и сразу направляют на объект, человек должен сначала пройти обучение, — рассказывает директор компании "Фабрика чистоты" Сергей Шухрин. — Мы, например, платим сотруднику деньги не за то, чтобы было чисто, а за выполнение определенного набора операций, алгоритм которых просчитан мастером. Мы не позволяем уборщику решать, мыть или не мыть. А у обычных уборщиц может быть субъективное мнение по поводу чистоты в помещении: одна считает, что чисто, другая — грязно. Одна поменяет воду во время уборки 20 раз, другая — ни разу". 

Эксперты утверждают, что обращение к услугам профессиональных клинеров позволяет компании в первую очередь сэкономить средства и оптимизировать процесс управления бизнесом. Эффект, в частности, достигается за счет сокращения численности обслуживающего персонала, снижения расходов на декоративный ремонт помещений. Кроме того, обращение к аутсорсингу услуг позволяет уменьшить налогооблагаемую базу: клиенту уже не надо платить налоги с зарплаты уборщиков, более того, оплата "уборочных" услуг списывается в расходы. В конце концов, безупречный порядок в помещении повышает престиж фирмы. 

"За помощью стали обращаться завхозы и администраторы саун, бань, гостиниц, кафе, — отмечает Сергей Шухрин. — Люди видят новый стандарт чистоты, понимают, как должно быть. Допустим, при входе в магазин на полу лежат картонные коробки, чтобы впитывалась грязь, и покупатели начинают морщиться. А руководители новых торговых центров сразу приходят в клининговые компании, не утруждаясь формированием собственных уборочных служб". 

Мастера уборки 

Сейчас на нижегородском рынке работает более 20 компаний, занимающихся уборкой помещений. Примерно три четверти из них состоят всего лишь из нескольких сотрудников, не имеют долгосрочных контрактов и специализируются на отдельных видах работ (например, мойка окон). Мелкие клинеры в основном выполняют разовые услуги, мечтая обрасти долгосрочными связями. Пока лишь несколько компаний, существующих на рынке уже не один год, располагают достаточным ресурсом, чтобы регулярно участвовать в тендерах на уборку больших офисных зданий, культурно-развлекательных и торговых центров. В структуре спроса на их услуги в основном преобладает ежедневная уборка помещений. 

"Старожилы" нижегородского клининга пришли в этот бизнес из самых разных отраслей. Так, например, Александр Алякринский организовал "Клининг-НН", имея большой опыт управленческой работы в гостиничном бизнесе. Сейчас в штате его фирмы, которая в основном обслуживает субъекты малого и среднего бизнеса, 16 операторов. Компания "Чистый Мир", в которой сегодня трудятся более 100 человек, вначале специализировалась на чистке ковров и ковровых покрытий, а затем стала заниматься комплексным обслуживанием заказчиков. "Фабрика чистоты", пожалуй, самая крупная по численности персонала клининговая компания на нижегородском рынке (1000 человек). Появилась в результате реструктуризации непрофильных активов Горьковского автозавода, который до сих пор формирует порядка 90% заказов этой компании. В ответ "Фабрика" помогает автогиганту снижать расходы на уборку: экономия составляет более 10 млн руб. в год. 

Примером появления и развития новой клининговой компании может служить история фирмы "ПромКлининг-НН". Она была образована чуть более года назад по решению руководства НОАО "Гидромаш" с целью повышения культуры производства на предприятии. (А это немаловажно, учитывая тесное сотрудничество Гидромаша с иностранными компаниями.) Начав свою деятельность с уборки одного корпуса, сейчас "ПромКлининг-НН" обслуживает уже все служебные и производственные помещения завода. Для уборки наиболее ответственных участков создана механизированная бригада, "вооруженная" импортным поломоечным и подметальным оборудованием. Сейчас в компании трудятся уже более 80 человек, а в ближайших планах — выход на рынок с предложением своих услуг по уборке производственных помещений внешним потребителям. 

Как выглядит среднестатистический "оператор уборки"? В клининговых компаниях работают в основном женщины старше 40 лет. Они составляют "костяк" этого бизнеса. Далеко не все из подряжавшихся на уборку молодых людей, как отмечают руководители компаний, добросовестно выполняли свои обязанности. Проблема состоит в том, что долгое время в сознание людей внедрялось, что уборщица или дворник — это самая непрестижная и неуважаемая профессия, "последняя ступень" в карьере человека. Чтобы изменить сложившийся стереотип и внушить операторам уважение к своей профессии, руководство клининговых компаний прикладывает немалые усилия. "В организации бизнеса мы много внимания уделяем персоналу — вдохновляем, меняем мотивацию, — рассказывает Сергей Шухрин. — Стараемся построить работу таким образом, чтобы наши работницы уставали меньше, а успевали сделать как можно больше, и соответственно получали более высокую зарплату".



Анна Глуховская www.abm.r52.ru, 2007-03-28

Обсудить на форуме (0)