Что такое «чистота»?

«Они прошли сквозь зрительный зал, где две бодрые старушки возили по грязному полу грязными тряпками, периодически окуная их в ведра с грязной водой. Такие старушки живут во всех мирах и во всех временах. Некоторые маги даже подозревают, что это вовсе не люди, а феи чистоты, особая порода существ, которые появляются на свет уже немолодыми, с тряпкой и ведром в руках. Их отличительными особенностями являются секретные фразы и обычаи, по которым они опознают себе подобных. — Ходют тут всякие… — произнесла одна старушка… » Сергей Лукьяненко. «Недотепа»

Сегодня целая отрасль занимается тем, что наводит и поддерживает чистоту. У многих клининговых компаний в контракте так и написано: «Чтобы было чисто!». А как это — «чисто»? Что такое «чистота»? Как и чем ее измерить? «Сегодня чище, чем вчера» — а кто, как, и по каким критериям это определил?

Ну что ж, для начала попробуем разобраться, что же такое ЧИСТОТА? С точки зрения клининговой отрасли можно рассматривать три составляющие понятия «чистота». Чистота с эстетической точки зрения. Чистота с бактериологической точки зрения. Чистота с точки зрения эксплуатации поверхностей.

1. Эстетическая составляющая.

Очень часто именно эстетическая составляющая является единственным фактором, определяющим понятие «чистота». Архитектор — проектирует здание. Дизайнер – подбирает интерьер. Производитель – изготавливает покрытия, материалы, мебель. Все они, в конечном итоге, стремятся создать красивое, уютное, практичное помещение. Что нарушает целостность восприятия такого помещения? Грязь, мусор, пятна, следы, ржавчина, разводы, царапины – все, что изменило внешний вид покрытий и изделий. Блестящий, отполированный мраморный пол, прозрачное, без разводов окно или равномерный, опрятный ковролин делают помещение красивым, приятным для взора. Именно таким его создавали многие специалисты из разных отраслей. Красивое, чистое помещение, это даже где-то сродни искусству.

Поэтому такие идеально чистые полы используют в рекламе различных заведений. Например, привлекая посетителей в ресторан, завлекая текстами про эксклюзивную кухню и именитого повара, на рекламном проспекте никогда не будет изображен грязный, неухоженный пол или немытая посуда. Хотя, вроде, никакой прямой связи между вкусными блюдами и чистыми полами нет. Или на рекламе магазина, привлекающего новой коллекцией, на фотографии торгового зала пол будет обязательно чистым. Это аксиома — грязь меняет внешний вид пола (как и других поверхностей) и может стать отталкивающим фактором для потенциальных посетителей. В ходе открытия объектов и проведения рекламных акций это правило вспоминают и активно используют. Однако в повседневной жизни, зачастую, все бывает совсем наоборот, но это уже тема другой статьи.

Итак, именно благодаря эстетической составляющей, посетители, владельцы недвижимости и специалисты по уборке определяют грязно в помещении или нет. Потеря блеска, потемнение или осветление различных участков, неравномерность окраски, появление «узоров» и расцветок, не предусмотренных начальным дизайном – вот критерии, определяющие во многих случаях чистоту помещения. Как иногда упрощенно называют грязь – «это то, что находится не на своем месте».

Директор отправляет уборщицу мыть пол тогда, когда, по его мнению, пол изменил свой внешний вид. Когда в гостинице посреди коридора растопчут печенье, горничную обязательно отправят пропылесосить там. Ржавчину на унитазе начинают отмывать тогда, когда понимают, что рыжая полоска не вписывается в идеально белый фон изделия… Вроде бы все правильно. Когда изменился внешний вид поверхности, нужно убрать то, что меняет этот вид. На этом принципе основывается большинство мнений по поводу «чисто» или «грязно». Но достаточно ли только такого толкования понятия «чистота»?

2. Микробиологическая составляющая.

«Чистота – залог здоровья» — лозунг, который мы слышим практически с пеленок. И это действительно так. Там где грязь, там всегда есть плодородная среда для развития многочисленных микроорганизмов, большая часть из которых, является возбудителями различных болезней. Бактерии настолько малы, что их наличие на поверхности невозможно увидеть невооруженным взглядом. То есть, присутствие бактерий не влияет на «эстетическое восприятие» поверхности или помещения. Но грязь мы видим без всяких приспособлений. А значит, раз есть грязь, то есть и бактерии живущие в ней. Значит, чтобы убрать бактерии нужно, в первую очередь, убрать грязь. В процессе правильной уборки так же частично удаляется и летающая пыль, которая не оседает на поверхностях, но все равно является разносчиком микрофлоры. Думает ли мама маленького ребенка, с которым она зашла в магазин, что простая грязь на немытых (или плохо вымытых) полах может быть смертельно опасной? Думает ли директор магазина, экономящий на уборке, что подвергает всех своих покупателей серьезному риску? Думает ли сотрудник, занимающийся уборкой, о том, что от качества его работы зависит здоровье сотен или даже тысяч человек? Думает ли владелец недвижимости о том, что чистота это не только приятный внешний вид помещений и хорошее настроение сотрудников и посетителей, но и залог эпидемиологической безопасности.

О необходимости дезинфекции и возникающими в связи с этим проблемами можно писать и писать, статью за статьей. Нам же, в рамках этой статьи, необходимо просто запомнить: есть грязь – есть вредные микроорганизмы, нет грязи – количество таких микроорганизмов сведено к минимуму. То есть, правильно организованная и регулярно проводимая уборка не только улучшает внешний вид помещения, но и заботится о здоровье населения.

А ведь кроме микробов и бактерий есть еще и такие «вредители», как споры грибов, которые тоже появляются чаще всего там, где нет надлежащей уборки. Тут, кроме вреда для здоровья человека, существует еще и риск преждевременной порчи покрытий. Например, черная плесень, при длительном нахождении, в состоянии испортить даже бетон. И мы не забываем, что плесень и микробы — это вечные спутники грязи. Вместе с удалением грязи мы минимизируем риски образования любой нежелательной микрофлоры.

Тарас Дударь
Эксперт по профессиональной чистоте и гигиене


Продолжение статьи читайте в Журнале.



Журнал Профессиональная уборка (2 номер, 2014 г), публикуется с разрешения автора статьи, 2014-09-24

Обсудить на форуме (0)