Уже в первом квартале 2009 года рынок профессиональных клининговых услуг потерял более 40% клиентов. Логично предположить, что падение спроса должно было привести к банкротству компаний и массовому оттоку игроков с рынка. Однако случился парадокс. Из бизнеса вышли лишь единицы, зато число желающих заработать на клининге выросло в разы. По данным Ассоциации русских уборочных компаний, в 2009 году прирост рынка составил 10-15% и сейчас в Петербурге работает около 200 клининговых компаний. Около 70% рынка занимают 20 крупных фирм, остальные - по большей части новички, образовавшиеся на волне кризиса.
Как мухи на мед
Аналитики рисуют рыночные портреты новых клинеров следующим образом. Первая группа - это собственники коммерческой недвижимости, отказавшиеся в начале кризиса от услуг профессиональных компаний и открывшие собственные клининговые подразделения. Вторая группа - строительные и управляющие компании, которые получают заказ, а потом нанимают клининговые компании на аутсорсинг, заставляя последних сбавлять цену. К третьей можно отнести предприятия, созданные специально под клиента (особенно эта тенденция характерна в сегменте госструктур). К четвертой - новые фирмы, которые были образованы сотрудниками крупных клининговых компаний, попавшими на волне кризиса под сокращение.
Для ветеранов клининга молодые фирмы стали серьезной проблемой. Последние предлагают демпинговые расценки, в результате чего общее ценовое снижение по рынку достигло 25%. По словам генерального директора компании "МТЛ. Эксплуатация недвижимости" Дмитрия Ханжина, сейчас ежедневная уборка квадратного метра площади в бизнес-центре в среднем оценивается в 38 руб., стоимость клининговых услуг в торговом центре находится на уровне 28 руб. за "квадрат", работа на территории склада и промышленного предприятия оплачивается в диапазоне от 7 до 14 руб. за кв. м. "Минимальная цена, на которую может согласиться клининговая компания, - это себестоимость. Для "приличных" офисных объектов это примерно 28 руб. за кв. м площади", - объясняет он.
Однако молодые компании декларируют цены в два, а то и в три раза ниже. Компания "Клинтек Сервис", например, поддерживающую уборку торговых помещений площадью более 1 тыс. кв. м предлагает по 15 руб. за "квадрат", а бизнес центров - по 18 руб.
Крупные игроки рынка убеждены, что бросовые цены, предлагаемые недавно появившимися на рынке компаниями, дестабилизируют рынок. Зачастую для работы на крупных объектах нанимают гастарбайтеров, используются дешевая техника, некачественные инвентарь и бытовая химия. "Количество нелегальных провайдеров уборочных услуг, к сожалению, велико. Они не соблюдают стандартов качества и технологий современной клининговой отрасли, не обеспечивают потребителям должного и эффективного результата", - объясняет президент ассоциации русских уборочных компаний Юрий Рябичев.
Дмитрий Ханжин также обеспокоен снижением уровня сервиса в клининговом бизнесе, поскольку это сказывается на репутации всех игроков и снижает доверие к ним. "Лидеры рынка всегда готовы предложить качественные услуги заказчику, но нужно понимать, сколько они должны стоить. Конечно, в период кризиса клининг пострадал первым из-за нежелания собственника платить за "неочевидный" для него уровень сервиса", - говорит он.
По мнению экспертов, многих новичков привлекает невысокая стоимость "входного билета" на клининговый рынок. Стартового капитала в 300 тыс. руб. бывает достаточно, чтобы начать свое дело. "Несмотря на высокую технологичность современной профессиональной уборки, организация клинингового бизнеса не требует больших инвестиций и окупается, как правило, в течение одного-полутора лет", - считает Юрий Рябичев. А Дмитрий Ханжин уверен, что "отбить" инвестиции в клининг можно в еще более короткий срок. "Все, конечно, зависит от того, на какой объект вы "заходите", - поясняет он. - По нашей практике "входные" вложения составляют от полутора до четырех стоимостей услуги в месяц".
Впереди - светлое будущее
Функционирование рынка профессионального клининга находится в прямой зависимости от развития рынка недвижимости и ввода новых площадей. По данным Ассоциации русских уборочных компаний, обслуживание объектов коммерческой недвижимости составляет 85% заказов в клининге. Остальные 15% приходятся на промышленный и транспортный сегменты, медицинские и образовательные учреждения, жилые помещения, а также объекты досуга. Однако заполняемость коммерческих помещений по итогам 2009 года снизилась на 15-20%, что заставило управляющие компании пересмотреть свои бюджеты на клининг, сократив их на 20-30% от докризисного уровня. Из-за того что заказчики стремятся получить максимально дешевые услуги, рентабельность этого бизнеса составляет сегодня всего 10%, хотя оптимальной считается цифра в 20-25%.
Между тем в большинстве случаев владельцы недвижимости и управляющие компании отказываются от создания собственных клининговых служб. "Создание собственной клининговой службы требует формирования дополнительного штата сотрудников с вытекающими отсюда выплатами и расходами на уборочный инвентарь и оборудование, - объясняет партнер и директор по развитию компании LCMC Константин Костин. - Поэтому многие организации сегодня все же обращаются за этой услугой к клининговым компаниям. Однако все зависит от формата конкретного объекта: для небольших комплексов создание собственной клининговой службы может оказаться рентабельнее, чем привлечение аутсорсинговой компании". Аналогичного мнения придерживается и Дмитрий Ханжин. "Все зависит от обслуживаемой площади и сложности работ. На площади до 1 тыс. кв. м выгодно содержать свой штат. При увеличении площадей уже необходимо иметь дорогостоящую специализированную технику. Тогда выгоднее привлекать стороннюю организацию, чтоб не отвлекать собственные ресурсы - как денежные, так и временные", - объясняет эксперт.
Таким образом, можно предположить, что будущее у клинеров может быть. Эксперты также прогнозируют, что увеличение объема работ на рынке клининговых услуг в 2010 году обеспечит также начавшийся процесс размораживания строек и введение в эксплуатацию новых строительных объектов.
cleannow.ru (по материалам Деловой Недвижимости)
2010-05-25
Обсудить на форуме (3)