История возникновения ПГМ
С наступлением зимних заморозков и выпадением первого снега, всегда возникает одна и та же проблема – гололед. Как только появились первые дороги, и, соответственно первые пешеходы и первые транспортные средства - тут же возник вопрос: как с этим гололедом бороться? Все знают, как здорово скользить на санках по ледяной горке, но вот совсем не здорово, поскользнувшись оступиться и со всего размаху упасть на жесткую мостовую, испачкать одежду и, ни дай бог еще что-нибудь себе сломать. Что бы избежать подобных неприятностей, человечество стало изобретать различные способы, борьбы с гололёдом.
Первые способы борьбы с гололедом
Первое время дороги посыпали обычным песком и это не удивительно – ведь песок, попав на ледяную корку, превращает ее в достаточно шершавую поверхность, тем самым увеличивает коэффициент трения, а соответственно уменьшает возможность поскользнуться и упасть на обледеневшей дорожной поверхности. Долгое время именно песок являлся единственным средством борьбы с гололедом, пока люди не обратили внимание, что существуют и другие способы противостоять гололеду. Известно, что обычная вода, которая по сути и является источником гололеда, замерзает при нулевой температуре. Однако, если в той же самой воде растворить обычную поваренную соль, то температура замерзания такого раствора уменьшается. И чем выше концентрация соляного раствора, тем при меньшей температуре он превращается в лед. Поняв эту особенность, кто-то первый решил использовать для борьбы с гололедом не обычный песок, а песок вперемешку с солью, тем самым изобретя первый примитивное противоголеледное средство, ныне именуемое пескосоляной смесью (или пескосолью).
Появление противогололедных реагентов
Не смотря на то, что применение соли и песка на дорогах возможно, эффективность такой смеси и нагрузка ее воздействия на окружающую среду оставляет желать лучшего. Мало того, что соль, попадая на одежду и обувь, оставляет на ней белые разводы и несмываемые пятна, так еще её проникновение в узлы и агрегаты транспортных средств, способствует усиленному износу механизмом, их повышенному износу, быстрому ржавлению и, соответственно – преждевременному выходу из строя. Учитывая перечисленные недостатки, люди стали искать средства и способы противостоять ледяным образованием, но при этом по-возможности снизить риск негативного воздействия. Решению данной задачи помогли знания химии, физики и механики.
Принцип действия реагентов
Как уже было сказано ранее – соль, растворенная в воде, снижает точку замерзания такой жидкости. По своей сути соль – это хлорид натрия или NaCl2. Т.е. вещество, в состав которого входят атомы металла натрия (Na) и хлора (Cl). Такие вещества называют Хлоридами. Причем, как оказалось, если использовать хлориды других металлов, таких, как например Магний (Mg), Кальций (Ca), Калий, то получаемые вещества данной группы обладают относительно одинаковыми свойствами, выраженными в большей или меньшей степени. Например, хлорид кальция (CaCl2) схож по своему воздействию с хлористым натрием, однако характеризуется значительно более высокими плавящими свойства. Другими словами, чтобы добиться того же самого эффекта, на единицу объема массы, потребуется значительно меньшее количество хлорида кальция, чем для достижения того-же эффекта потребовалось бы хлорида натрия или обычной поваренной соли. А дальше все упирается в обычные математические вычисления. Зная количество требуемого вещества, количество снежного покрова, температуру окружающей среды и что немаловажно – рыночную стоимость компонент, уже можно составлять группы противогололедных реагентов, отвечающих тем или иным климатическим особенностям местности, основываясь как на экологичности последних, так и на экономической составляющей данного процесса. Надо отметить, что при повседневном использовании, предпочтение следует отдавать тем реагентам, которые нанесут наименьший вред окружающей среде, однако не надо забывать о ситуациях, когда приходится выбирать что важнее. Например в аэропортах, на взлетно-посадочных полосах, при выборе реагента, на первом месте всё-таки стоит его эффективность, т.к. в данном случае речь идет о взлете и посадке самолетов, а соответственно о человеческой жизни.
Разновидности и технология производства реагентов
Самолеты – самолетами, однако в нашем случае, мы больше говорим о противогололедных средствах, применяемых на проезжих частях, автомагистралях и тротуарных зонах. Т.е. о тех местах, по которым передвигаются машины и пешеходы. Возвращаясь к воздействию реагентов на растения и животных, возникает вопрос, кок снизить их негативное воздействие? В этом случае нам опять поможет наука, которая поможет составить такую формулу реагента, который бы мог сначала выполнить свою миссию по воздействию на лёд, а спустя какое-то время вступить в реакцию и воздухом, продуктами распада нефтепродуктов (масел, бензина, дизельного топлива), и самонейтрализоваться. Над созданием подобной волшебной формулы трудится ни одна природоохранная организация, и многие наработки достойны самого пристального внимания, однако результаты в лабораторных условиях зачастую рознятся с тем, что на самом деле происходит в реальном мире. К сожалению, надо не просто составить «правильный экологичный реагент», надо еще и правильно им пользоваться, а тут уже много зависит от человеческого фактора. Ведь распространяют и используют реагенты в конечном счете люди. И используют, к сожалению не всегда правильно.
Краткий обзор производителей некоторых известные марки реагентов
На сегодняшний день существует несколько производителей средств борьбы с гололедом, чей товар успешно прошел испытания и допущен к применению в городской черте и на автомагистралях. К данным реагентам можно отнести линейку, продаваемую под брендом «Айсмелт», достаточно крупной волгоградской компании Зиракс. В том-же Волгограде другой завод наладил выпуск реагентов «Биомаг», на основе хлоридов магния и натрия. Так же в столицу доставляют реагенты уральских производителей (УЗПМ), среди которых можно отметить реагенты «бионорд» и «биодор», по поводу которых уже не первый год в прессе и на телевидении не утихают споры. Город Новомоссковский славится своим производство хлористого кальция и одно время снабжал столицу реагентом «ХКМ». Скандинавские производители везут к нам свой реагент «Ратмикс», из Финляндии поставляется аналогичный материал «BrIce», Даже в Подмосковье умудрились наладить производство пескосоляной смеси, под маркой «фпэс». Не дремлет и китайский производитель со своим противогололедным материалом «Рокмылт»
Ценообразование и стоимость реагентов
Не смотря на дешевизну компонентов, входящих в состав противогололедного материала, цена, по которой реагенты поступают на рынок, крайне высока. Не удивительно, что горожане возмущаются: «почему соль, мало того, что портит нам обувь, разрушает машины, так еще и стоит так дорого?». Тут, к сожалению, вступают в действие уже экономические правила. Во-первых реагенты привозятся издалека. И проехав не одну сотню, а то и тысячу километров, их цена многократно возрастает. Во-вторых, продажа реагентов носит сезонный характер, т.е. непосредственно продажа реагентов происходит в период обильных снегопадов, т.е. в центральном регионе ориентировочно с ноября по февраль, а подготовка к зимнему сезону занимает все оставшееся время: материал надо где-то хранить, перевозить, складировать, заботиться о его целостности. Для обеспечения своевременных поставок задействуется достаточно большой штат людей (менеджеров, снабженцев, водителей, логистов, кладовщиков и т.д.), которым надо выплачивать зарплаты, содержать рабочие места – а всё это ложиться на себестоимость конечного продукта. Ведь ни кто же не удивляется, что обычные ёлки стоят перед новым годом десятки тысяч рублей, при их казалось бы, малой себестоимости.
Сложности производства, упаковки и хранения
Нам часто задают вопрос: «почему нельзя производить реагенты поближе, чтобы хотя бы удешевить их стоимость за счет доставки?». Ответ очевиден: В нашем регионе нет тех природных ресурсов, добывая которые можно было бы произвести средство борьбы с гололедом. Как уже говорилось ранее – для производства ПГМ требуется много соли (т.е. хлорида кальция, натрия и магния), а все вышеперечисленной, в достаточном количестве имеется на Урале, в Волгоградском районе, на Украине, и в Белоруссии. Доставлять указанные компоненты и налаживать производства в центральном регионе, по меньшей мере невыгодно. Производство имеет свои особенности. Техническая соль например имеет свойство «слёживаться», а хлористый кальций, оказавшись на открытом воздухе, начинает «таить». Соблюдении технологии для уменьшения влажности соли, либо обеспечение герметичности упаковки хлорида кальция, соответственно удорожает процесс транспортировка, и, как следствие, возрастет цена готового продукта. Даже решив проблему с доставкой, возникнут сложности с производством реагента в «незавдских» условиях. Ведь хлориды пагубно действуют не только на частные автомобили, соль разъедает любые металлические предметы – т.е. те же станки, для смешивания и упаковки самих антигололедных материалов, так же быстро приходят в негодность, повергаясь ускоренной коррозии, что в свою очередь, тоже увеличивает себестоимость, а значить и цену противогололедных реагентов.
icemelt.su
2014-11-10
Обсудить на форуме (16)