Об индустрии чистоты – начистоту

В 90-х годах XX века в России начался настоящий бум: оказалось, что такое обычное и не очень привлекательное занятие, как чистка и уборка, может выполняться с помощью отличного оборудования и быть весьма прибыльным бизнесом. В индустрии чистоты наметился настоящий прорыв: уборку стали называть иностранным словом «клининг»; появились компании, которые стали осваивать зарубежные технологии и заниматься наведением чистоты на профессиональной основе, используя для этого мощное западное оборудование. Эта волна докатилась и до уральской столицы: создавались и множились клининговые компании, спектр их услуг расширялся, внедрялись передовые западные технологии, закупалось и использовалось новейшее оборудование… Но потом начался некоторый спад, и пока до вожделенной чистоты нам еще далеко.
Разобраться с ситуацией помогает наш эксперт – директор компании «Арт-клин» Игорь Гиндулин.
 
Уральский клининг: трудности становления

– Резкий спад на рынке клининговых услуг произошел, прежде всего, из-за того, что основные клиенты клининговых компаний – супермаркеты и ТЦ («Ашан», «Мега», OBI и др.), производственные предприятия, медицинские и спортивные учреждения, офисные и бизнес-центры, банки, госучреждения, гостиницы и развлекательные объекты:
1) либо уже распределены между давно работающими местными компаниями;
2) либо везут с собой своих работников – как правило, руководителей базовых звеньев (за исключением, может быть, непосредственно уборщиков);
3) либо создают собственные клининговые службы: сами набирают и обучают персонал.
И если три года назад в Екатеринбурге работало около 80 средних и мелких клининговых компаний, то сейчас их число значительно уменьшилось.

Следующая причина в том, что рынок уже насытился промышленными товарами, инвентарем, оборудованием. Все это легко доступно и широко применяется. Кроме  того, люди многое научились делать сами. Раньше богачи гораздо чаще обращались к услугам клининговых компаний, а сейчас многие обходятся силами собственных работников.

Еще одна проблема – нехватка рабочей силы  и огромная ротация кадров. Объяснений тому много: и очевидная непрестижность профессии, и несерьезное отношение к ней, и  нежелание многих упорно работать. В клининговых компаниях очень большая текучка. Да и требования к потенциальным работникам довольно серьезные: здесь и образование не ниже среднего, и возрастной ценз, и отсутствие вредных привычек, и необходимые личные качества (ответственность, аккуратность, порядочность, приятный внешний вид). А разве легко найти людей, которые бы отвечали этим характеристикам? Искать их среди гастарбайтеров нет смысла. Ведь сегодня работник клининга должен уметь пользоваться специальной техникой, разбираться в предназначении и применении определенных химикатов, а также в особенностях использования разнообразных методов очистки. Это требует серьезной подготовки и немалого опыта. Помимо правил хорошего тона и передовых технологий, сотрудникам клининговых компаний приходится осваивать навыки командной работы. Поставленная на поток индустрия чистоты работает по законам конвейерного производства с его четко отработанными операциями и схемами контроля. 

Еще один больной вопрос в этой сфере – проблема  добросовестности исполнителей и заказчиков, а также взаимного доверия между ними. Примеры непорядочности встречаются и среди работников-клинингеров (недобросовестность в исполнении работы, случаи воровства и т.п.), и среди клиентов, которые могут не оплатить услуги или оклеветать работников.

Среди причин спада можно отметить и то, что часто организаторами клининговых компаний становятся случайные люди, которые не утруждают себя изучением передового профессионального опыта, а действуют «на авось» и своими дилетантскими услугами дискредитируют клининг и зачастую портят имущество заказчиков. Мастера «на все руки» берутся за любую работу, пользуясь самыми дешевыми чистящими средствами и примитивным инвентарем. После них остаются поцарапанные абразивом ванны, испорченная мебель и стойкий запах «обычного порошка».

Также среди причин неровного развития клинингового рынка можно отметить то, что большинство работ за рамками регулярного обслуживания по контракту (мойка окон, озеленительные работы и т.д.) носят отчетливо сезонный или разовый характер, поэтому небольшие компании очень страдают от неравномерности поступления денежных средств. В данных условиях большинство крупных компаний совмещают клининг с продажей оборудования или расходных материалов, и это довольно успешная практика бизнеса.
 
Здесь будет город-сад?

– С внутренним клинингом проблемы так или иначе решаемы, – считает Игорь Гиндулин. – Гораздо сложнее дело обстоит с наружным (внешним) клинингом – теми услугами, которые мы часто называем благоустройством. Это целый комплекс мероприятий: обустройство территории, уборка снега, удаление сосулек, очистка входных групп и фасадов зданий, уборка и очистка парков и других зон отдыха, вывоз мусора, спилка и вывоз старых деревьев, озеленение, промышленный альпинизм и многое другое… Здесь нужна физическая мужская сила, особый мужской подход к делу – женщины просто физически этого не выдержат. А с мужчинами у нас тоже проблемы, и основная – пьянство.
Что касается внешнего вида зданий и прилегающих территорий, мы все прекрасно видим, в каком они состоянии. Многие считают достаточным нанять дворником какого-нибудь дядю Васю за небольшие деньги и на этом успокоиться. А он может на работу пьяным прийти, а может вообще не прийти… Нужно менять старую систему в целом. И прежде всего – изменить отношение к этой работе, а это дело не одного дня. У нас руководители еще не готовы платить за это серьезные деньги – психология не та. Мы часто восхищаемся: «А вот в Европе!..» Так ведь и разница огромная: у нас, если ты клинер, то занят целый день, получаешь сравнительно немного, а почета и уважения – никакого. Там, если тебе не хватает на автомобиль, нанимаешься в клининговую фирму, работаешь с 5 до 8 вечера, при этом весь день учишься или работаешь по другой специальности, покупаешь машину и гордишься собой… Также в западных странах наиболее распространенной является схема работы, при которой клининговые компании обслуживают помещения и территории в ночное время, чтобы днем не создавать помех горожанам и владельцам. Взятие на вооружение этого опыта помогло бы решить многие насущные проблемы уборки и очищения города. Было бы, к примеру, замечательно, если бы с зимних парковок ночью убирался и вывозился весь снег…

Справедливости ради нужно отметить, что крупные торговые предприятия все чаще готовы платить достойные деньги за благоустройство прилегающих территорий и поддержание презентабельного внешнего вида и отдавать это на откуп управляющим компаниям. Может быть, это послужит своеобразным толчком к развитию внешнего клининга…

В мире существует два основных пути развития клинингового рынка: американский (передача уборки на аутсорсинг) и европейский (самообслуживание). Пока до конца неясно, по какому из них последует российский рынок, так как на практике  мы можем наблюдать обе тенденции. Большие торговые центры создают свои клининговые компании, сами набирают и обучают  персонал. Но есть и тенденция к созданию управляющих компаний, которые занимаются обслуживанием больших зданий, центров, предприятий. Аутсорсинг помогает руководителям предприятий освободиться от непрофильных услуг, передав их на откуп управляющей компании. 

Доброе начинание в популяризации клининга уже есть: в прошлом году проводился областной конкурс «Лучшее предприятие потребительского рынка по продвижению современных технологий и услуг клининга, а также по созданию чистоты и комфорта». Однако хочется, чтобы чистота и комфорт стали постоянными качествами наших городов и предприятий, а не только предметом конкурсных баталий. Чтобы окружающее нас пространство преобразилось под умелыми руками специалистов: стали чистыми и зелеными улицы, цветущими – клумбы, красивыми и ухоженными – парки и прилегающие территории домов, магазинов и предприятий. Чтобы можно было с уверенностью сказать: «Здесь будет город-сад!».



Торговое оборудование на Урале №3/2009 г., 2009-06-05

Обсудить на форуме (0)