Игра на вылет

Михаил Харламов, генеральный директор ГК "Сервис Престиж".

Вот и наступил 2009 год, который, по словам многих финансовых аналитиков, станет переломным для экономики России. Мы не будем рассматривать первичные причины происходящего всемирного экономического кризиса. Мы не будем также и делать прогнозы, так как это дело неблагодарное. Мы посмотрим на рынок клининга глазами самих клинеров.

Кризис затронул банки и все, что связано с банковским делом: с займами, кредитами и прочими заемными средствами. Не надо иметь ученой степени, чтобы понять: пострадают многие строительные и инвестиционные компании. Иными словами, первые, по кому ударил и ударит кризис, - это девелоперы. Рынок недвижимости на какое-то время войдет в период стагнации. По прогнозам, на непродолжительное время, максимум до лета 2009 года. Как следствие, до лета 2009 года очень малыми темпами будут вводиться в строй новые объекты недвижимости. Но у нас есть время поработать над уже существующими зданиями.

Куда податься?

В первую очередь будет развиваться пищевая промышленность, как утверждают финансовые аналитики. Одна из задач правительства - это наладить и сделать популярным, а главное качественным продукт отечественного производства, что даст импульс к существенному росту агропромышленного комплекса всей страны. Это одна из главнейших приоритетных задач в России. Кто сможет перепрофилировать свой клининговый бизнес в этом направлении, тот будет в первом эшелоне компаний данного сектора экономики. Сейчас мы обслуживаем торговые центры, основные транспортные узлы, объекты коммерческой недвижимости, промышленные производства. Со временем будут передавать на аутсорсинг производственные помещения пищевого, аграрного секторов, образовательные и лечебные учреждения. Для этого многим компаниям необходимо будет своевременно изучить тонкости новых технологий. Но не надо забывать и о существующих объектах.

Экономим с умом

Многие клининговые компании уже почувствовали на себе результаты финансовой нестабильности. В среднем до 30% сократились расходы по имеющимся контрактам. Все понимают, что трогать уровень заработной платы сейчас нельзя, налоговую составляющую тоже. Экономия может происходить в первую очередь за счет сокращения численного состава уборщиков, то есть за счет увеличения норм выработки в смену. И как следствие - сокращение перечня предоставляемых услуг, сокращение их периодичности. Затем идет, к сожалению, экономия на расходных материалах. Благо сегодня очень большой выбор среди производителей профессиональной химии и расходных материалов. Ну и, конечно же, самой большой долей экономии станут накладные расходы.

Найти исполнителей стало проще

Экономить накладные расходы, во-первых, можно за счет сокращения расходов на рекламу по подбору персонала. В результате закрытия многих объектов строительства в клининговых компаниях начали заполняться вакансии, открытые для россиян. К примеру, на начало октября в одной московской компании было 32 вакансии уборщиков и дворников, которые не могли закрыть уже 3 месяца. К концу ноября эти вакансии были закрыты за счет кадров, освободившихся из строительства. Наша компания, например, за две  недели декабря нашла 30 сотрудников на вновь открывающийся объект. Такого я лично не наблюдаю уже года четыре.

Управленцам придется подвинуться

Во-вторых, некоторым компаниям придется сократить свой управленческий аппарат. К сожалению, многие из них это отбросит назад в том, что касается  менеджмента и управления качеством. Все это было необходимо в числе прочего для прохождения международной сертификации. Но на время придется вопрос сертификации отложить в "нижний ящик стола".

Непрофильный бизнес потерпит до лучших времен

В-третьих, многим компаниям придется задуматься о целесообразности содержания собственного центра обучения технического персонала. На сегодняшний день вопрос помощи клининговым компаниям в профессиональной подготовке кадров рассматривается на различных уровнях, в том числе и профессиональными ассоциациями. Один из вариантов - это государственное обучение уборщиков с последующей выдачей диплома государственного образца.

Следующий этап не за горами

И, наконец, в-четвертых, - это вопрос рентабельности. Не секрет, что сейчас прибыль клининговых компаний не превышает 10-15%. И здесь уже вопрос экономии будет зависеть непосредственно от участников рынка. Кто-то сможет это принять, а кто-то решит продать свой бизнес желающим его купить, благо такие компании на рынке существуют. Но, к сожалению, уже не за те деньги, которые клининговый бизнес стоил еще полгода назад.

Развитие "индустрии чистоты" в России будет продолжаться. И кризис в той или иной степени нам поможет. Уборщики были нужны всегда, мусорить люди не перестанут. А значит, и наши услуги останутся востребованы. Но, к сожалению, выживут в сложный период не все компании. Те, которые создавали компанию для извлечения быстрой и крупной выгоды, просчитались лет эдак на 15. А энтузиасты и фанаты своего дела, засучив рукава, будут идти вперед с оптимизмом. Разве не обидно видеть "Game over" (игра закончена) перед своими глазами тогда, когда вы чувствуете в себе силы? Искренне желаю перейти на следующий этап всем игрокам, а опустить руки всегда можно, только нужно ли?!

Комментарий специалиста

Дмитрий Зайцев. Заместитель генерального директора, "ЭНИТЭЛЬ".

Возможно кризис - это и есть тот спасательный инструмент стабилизации отрасли, который предполагает очищение от "серых и чёрных компаний", недобросовестной конкуренции. Но коснулся он не всех. Компании,  с финансовой стабильностью и инструментами для учёта и контроля своих издержек практически его не ощущают. При этом все резервы лежат не в области потребительских  свойств продукта, а в области себестоимости, которую можно существенно оптимизировать.  А кризис  именно к этому подтолкнул.

Не соглашусь с Михаилом, что заказчики понимают, что нельзя трогать уровень заработной платы и налоговую составляющую. Они просто хотят снизить свои издержки, и им всё равно как клининговая компания это сделает.

Спад спроса на услуги  в частном секторе, конечно же, наблюдается, юридические лица - оптимизируются.   Но ведь  остаются работы в малоохваченном сегменте с госучреждениями. Их ведь никто не отменял, да и в бюджете есть деньги. Только, наверное, не все готовы участвовать в тендерах, правильно составлять документацию и заключать госконтракты. Присоединяюсь к словам  автора - нужно заняться работой, засучив рукава.

Виталий Костылев, генеральный директор  "Мерида-клининг"

В китайском языке слово кризис  состоит из двух иероглифов, Один из  которых означает "опасность", а другой - "шанс" или "возможность".Так же и в клининговом бизнесе - тот кто воспользуется предоставленным шансом или возможностью тот вырвется вперед, либо еще более утвердит свои позиции. Хотя для многих организаций в данной ситуации стоит более прозаическая задача - выжить.  Наиболее сильно кризис сказывается на компаниях, специализирующихся на разовых работах, так как спрос на них сильно упал. Заказчик экономит свои средства  и поэтому грязные окна либо потемневший мрамор заботят его далеко не в первую очередь, и  считает, что  тратить на это деньги в данный период как минимум неразумно.

В меньшей степени кризис сказался на крупных компаниях, ориентирующихся на обслуживание торговых комплексов и центров, отказаться от уборки на таких объектах нельзя, но заказчик все равно пытается уменьшить сумму контракта, за счет сокращения штата или объема предлагаемых услуг, также нередки случаи задержки оплаты по контракту или договору.
Среди всех этих минусах есть маленькие, но плюсы, так например кому все-таки посчастливилось заключить договор на обслуживание нового объекта, то с поиском персонала не возникнет больших проблем. На мой взгляд "возможность" и "шанс" в данном кризисе имеют крупные компании, которые могут расширить список обслуживаемых объектов за счет сошедших с дистанции средних и малых организаций.



Журнал Клининг, 2009-02-12

Обсудить на форуме (0)