Ниша для клининга

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы и Международный центр деловых контактов "Дельконт" организовали участие малых предприятий в специализированной всероссийской выставке "Жилищно-коммунальное хозяйство - 2007: технологии, инвестиции, новое качество", проходившей в международном выставочном центре "Крокус Экспо".

Как проводится реформирование жилищного хозяйства? Какие формы управления выбрать жителям столицы? Ответ на эти вопросы можно было получить на стенде "Центра реформы в ЖКХ". По словам начальника информационного управления Татьяны Ивановой, задача центра - провести реформирование жилищного хозяйства безболезненно для всех его участников: населению помочь определиться с формой управления домами, а предприятиям плавно войти в рынок, найти свою нишу. Специалисты центра не только проводят мониторинг и анализ действующих схем управления в ЖКХ, но и разрабатывают проекты реновации, реконструкции и модернизации жилого фонда с участием собственников жилья и структур бизнеса. Т.Иванова отметила, что в последние годы значительную роль в проведении реформы играют малые предприятия. Они прочно вошли в систему городского хозяйства как разного рода подрядные организации - сегодня без них не обходится ни один вид работ по ремонту, благоустройству, озеленению и эксплуатации зданий и территорий.

Что касается системы управления фондом, то здесь доля участия малого предпринимательства пока не велика. Причин тому несколько: жители пока больше доверяют ДЕЗам, а сами компании не имеют достаточно сил, средств и профессиональных кадров для управления. Несовершенство законодательства тоже является серьезным препятствием для их вхождения в управление.

Зато в сфере производства товаров и услуг в ЖКХ за малым бизнесом остается несомненное лидерство. Каких только новинок тут не было! Группа малых компаний "АБВ" предложила сразу несколько новых разработок - малодетальный герметический стык и люк смотрового колодца - обязательную деталь любого дорожного полотна. Начальник отдела маркетинга Оксана Кубрак рассказала, что идею создания дорожных люков из нового материала "эктон" подсказала сама жизнь.

В последние годы многие городские трассы остались без люков - "изобретательные граждане" просто сдавали их в пункты приема металлолома. Тогда разработчики нашли материал, успешно заменяющий чугун, легкий, но не менее прочный - выдерживает серьезные нагрузки, а для любителей лома интереса не представляет.

Но далеко не все инновации так быстро прокладывают себе дорогу к потребителю. Фирме "Технопрок" повезло меньше - продвинуть свое ноу-хау на рынок ЖКХ ей пока не удается. Коммунальные службы предпочитают регулярно латать крыши железом, а свою нерадивость в решении этих проблем объясняют отсутствием средств, кивают на городские власти, которые якобы не выделяют денег на содержание жилого фонда.

А вот еще проблема. Где в условиях города автовладелец может помыть своего железного коня? Только на автомойках, которых в столице не так много. Сотрудники фирмы "Голберг" взялись за поставку автоматических моечных комплексов. Часть оборудования заимствовали у именитых иностранных производителей, но основой стали собственные разработки. Купив такой автоматический комплекс, можно открыть собственный бизнес, а фирма установит и оборудует "автомойку под ключ" быстро и качественно, да еще разработает и согласует всю необходимую документацию. Чем больше в городе появится таких санитарных пунктов для машин, тем чище будет его экология, - убеждена менеджер отдела продаж Елена Погорелова. - Главное - найти молодых, инициативных людей, желающих начать собственное дело.

Уборка помещений на профессиональном уровне - специализация другого участника выставки - фирмы "Система чистоты". Это направление появилось в стране недавно, но менеджер по развитию Виктор Ушаков быстро оценил его достоинства. Три малых предприятия, созданные всего 3 года назад, объединились в одну компанию и смогли зарекомендовать себя качеством работ и высокой культурой обслуживания. Сегодня в числе клиентов этой фирмы такие крупные заказчики, как Московский метрополитен, Мосводоканал, Мосрыбхоз, Московская патриархия.

Постепенно преимущества профессионального клининга начали понимать московские коммунальщики. Вслед за ДЕЗом Лианозово в список клиентов включились ДЕЗ Замоскворечье и другие. По словам В.Ушакова, визитной карточкой фирмы стало качество. Конечно, в этом виде бизнеса можно начать дело с покупки франшизного пакета, но создать успешную клининговую фирму можно только, вложив дополнительно серьезный капитал. Самое трудное на первых порах - создание клиентской базы, а ее не обеспечит ни одно материнское предприятие. Все, в том числе и опыт, нужно нарабатывать самостоятельно, но тем и дорог успех.

Мы ничего не сказали об инвестициях в эту сферу. По словам гендиректора фирмы "Совтекс" Виктора Петроченкова, только их фирма представила на выставке профессиональную систему привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. 15 лет эта ведущая отечественная консалтинговая компания занимается разработкой инвестиционных программ и проектов, а также подбором инвесторов для их продвижения.

- Сегодня наблюдается странная ситуация, - говорит В.Петроченков. - Самая большая задача для бизнеса - продать свою продукцию. Кого ни спросишь, все жалуются, что нет средств на внедрение  идеи или нет достаточного спроса на услуги. В то же время есть масса инвесторов, желающих вложить деньги. Проблема заключается в том, чтобы две заинтересованные стороны нашли друг друга. Наша фирма взяла на себя роль посредника. Мы разрабатываем программы реформирования коммунального хозяйства городов и целых регионов, подготавливаем инвестиционный проект и обеспечиваем его ресурсное сопровождение, проще говоря, ищем людей, готовых дать необходимые деньги. Если удастся повысить доходность, то и привлечь необходимые инвестиции сумеем, убежден В.Петроченков.

Елена РАЙК, Ирина ТАРАСОВА.



Деловая пресса, 2007-04-16

Обсудить на форуме (0)