клининг, профессиональная уборка, Страсти по клинингу, клининг, Страсти по клинингу
 
     




 Все аналитические статьи по клинингу





Страсти по клинингу


Клининговый рынок живет без перемен. Пожалуй, стоит уточнить — без перемен к лучшему. С 2014 по 2015 год он впал в рецессию, поскольку оптимизация привела к демпингу цен, а в 2016-м достиг дна, и оставшиеся в«живых» замерли в ожидании, будет ли хуже. Это не только мнение клинингового рынка — опрос административных директоров подтвердил, что за последние годы цены на контракты особых изменений не претерпели, а если даже у кого-то и выросли, то не более чем на 15%.

По мнению Натальи Филатовой, административного директора компании Luxoft, цены на клининг за последние три года практически не изменились, оставаясь приблизительно на одном и том же уровне. В то же время Наталья отмечает заметное снижение качества предоставляемых услуг. Если до 2016 года у многих клининговых компаний были свои центры по обучению сотрудников, то сейчас таких практически не найти, что говорит о тенденции поставщиков к удешевлению стоимости рабочей силы. Административный директор Luxoft считает, что заказчики, выбирающие поставщиков клининга по минимальной цене, должны быть готовы к тому, что, скорее всего, на объект выйдет персонал, только что приехавший из ближнего зарубежья и пока еще не имеющий опыта, но как только пообтешется — сразу же уйдет на более высокооплачиваемую работу, а на его место придет новый. Многие административные директора подтверждают слова Натальи Филатовой о том, что качество уборки на объектах упало, но при этом отмечают незначительное повышение цен.

По словам административного директора крупной международной производственной компании, стоимость клининговых услуг за последние пять лет выросла приблизительно на 15%. Компания регулярно проводит тендеры и получает хорошие скидки, однако торговаться до уровня цен двух-трехлетней давности уже не имеет смысла. «Мы не оптимизируем затраты на клининг. Мы просто сами знаем, как грамотно организовать процесс, и в соответствии с этим приобретаем данную услугу», — говорит эксперт. Основные производственные объекты этой компании находятся в Подмосковье, поэтому существует большой риск, что действительно качественный поставщик клининговых услуг задешево к ним не поедет, а найти на месте нужное количество адекватного клинингового персонала не представляется возможным.

В то же время представители клининга считают, что в условиях оптимизации расходов за предыдущие годы уровень уборки стал примерно одинаковым у всех, но по демпинговым ценам. Допустим, увеличившиеся в соответствии с ростом курса валюты расходы на технику, оборудование, расходники и прочее составляют порядка 20%, и львиную долю поглощает ФОТ(фонд оплаты труда), который якобы не вырос, но не все так просто. По словам Олега Попова, генерального директора компании «Кристанваль», в настоящее время на рынке прослеживается много сделок по купле-продаже объектов, особенно в секторе торговой не-движимости. Одни торговые сети выставляются на продажу, переформатируют магазины, другие сворачивают бизнес как нерентабельный, кто-то банкротится. Например, продаются магазины сети «Седьмой континент», «Пятерочка», закрывается сеть «Алми» и прочее.

«Мы знаем о череде банкротств в банковском секторе, многие компании с западным капиталом покидают российский рынок в силу политических причин, а также экономической стагнации. В результате клининговый рынок сокращается и по объемам, и по выручке. Проходит большое количество тендеров, где клиент надеется на оптимизацию своих затрат. В результате этого многим игрокам на рынке кажется, что это самый серьезный кризис, который мы наблюдаем с 1998 года, причем во многом рукотворный. Понятно, что государству нужны деньги и их нужно собрать. Собрать урожай проще и быстрее, чем посадить и вырастить. Ну дали бы хотя бы небольшой переходный период для приведения организаций в соответствие с новыми представлениями. Так нет, сразу начали «кошмарить», хотя каждый год нам говорят обратное. Поэтому мне кажется, что многие руководители, в том числе и крупных клининговых компаний, больше времени в этом году потратили на решение вопросов с госорганами, чем на повышение производительности труда и увеличение производства», — рассказывает Олег Попов.

Неужели ничего хорошего?

Единственным плюсом, по мнению Михаила Харламова, генерального директора компании «Сервис Престиж», в 2016-2017 году стал проявляться намек на прозрачность тендерных торгов. Если учесть, что ФЗ-223 и 44 оставляли множество лазеек для недобросовестных поставщиков: отсечение по цене, приложение2 к ФЗ-44 (таблица расходных материалов, химических средств и оборудования для оказания услуг по уборке, которую могли разгадать только аффилированные лица), 2016 год ознаменовался большим количеством исков в суды и обращений в УФАС. Многие клининговые компании перестали бояться отстаивать свои права в УФАС и суде. Интересно, что финансовый мониторинг цен на клининговые услуги со стороны заказчиков до сих пор показывает цифру 45–50 рублей за кв. м, особенно это касается госструктур, хотя реальная цена составляет 85–110 рублей. Это связано с тем, что демпингующие компании, порой и однодневки, остаются на рынке, меняя юридические адреса и названия. Это компании под названием «пока проносило», которые оптимизируют свои расходы на технике, моющих средствах, налогах и патентах рабочей силы. Поэтому требования по униформе под цвет офиса, своевременное обновление техники, укомплектованный штат, качество уборки они могут пообещать, но не выполнят этого никогда.

И все это происходит, несмотря на то что налоговая инспекция уже давно оценивает реальность сделки и прослеживает всю цепочку от заказчика до логистической компании, поставившей веники на объект. В случае неуплаты НДС на любом этапе, будь то три или тридцать компаний, все претензии предъявляются к начальному заказчику. Даже персонал, работающий на объекте, могут проверить через службу безопасности объекта, а иногда и через структуры МВД. В случае обнаружения мертвых душ дело заканчивается либо доначислением (штрафами), либо передается в прокуратуру. Уже не проносит Кроме того, в 2017 году еще больше увеличилось давление со стороны фискальных органов. Поправки к налоговому кодексу, подписанные 19 сентября 2017 года Президентом РФ Владимиром Путиным, прямо провозглашают запрет на создание схем юридического оформления деловых операций, целью которых является умышленное снижение налоговой базы или уклонение от уплаты налогов.

По словам Олега Попова: «Влияние Федеральной налоговой службы усилилось на клининговую отрасль: например, борьба с юридическими адресами массовой регистрации, в сфере «деоффшоризации», массовым проведением выездных налоговых проверок с заранее предсказуемым результатом — доначисления в достаточно большом объеме. И главное — изменение в принципе презумпции невиновности проверяемой организации. Налоговый орган теперь может с вами сделать практически все, и при этом вашу вину никто даже доказывать не будет. Им покажется, что вы имеете признаки фирмы-однодневки, и у вас будет закрыт счет в банке, причем очень быстро. Потом, как показала практика, потребуется два-три месяца, чтобы его открыть». Однако, по мнению заказчиков клининга, усиление надзорных функций на рынке клининга, а особенно за финансовой стороной взаимоотношений владельцев клининговых компаний и их сотрудников, может пойти только на пользу, несмотря на то что, скорее всего, это скажется на конечной цене. Как считает Наталья Филатова, если заработная плата сотрудников клининговых компаний будет строго регулироваться законом, то работники наконец-то будут защищены и, возможно, настанет некая прозрачность, которой так не хватает данной сфере услуг. Понятно, что это скажется на поставщиках, однако действительно профессиональные компании, владеющие передовыми технологиями, смогут найти выход, как не работать себе в убыток.

По словам эксперта, представляющего крупную международную производственную компанию, если деятельность клининговых компаний будет регулироваться законом, количество мелких компаний, которые растут как грибы и предоставляют услуги сомнительного качества, должно уменьшиться, что хорошо и для клиентов, и для рынка клининга в целом. С другой стороны, вряд ли какой-либо закон может кардинально изменить взаимоотношения клиента с клининговой компанией, считает Татьяна Гавричина, административный директор с большим опытом работы в крупных российских и международных компаниях. Заказчик обычно в полной мере владеет информацией обо всех составляющих получаемой им услуги, в том числе и о заработной плате персонала клининговой компании на его объекте.

Линейная рабочая сила

Тема рабочей силы не раз обсуждалась на страницах прессы. Крупные компании всегда могут предоставить четыре вида рабочих: гастарбайтеры, продвинутые гастербайтеры с хорошим русским языком, разбирающиеся в химии и технике (давно работающие в России), лица, имеющие славянскую внешность и даже владеющие английским языком(хауски-перы), а также кофе-леди с параметрами 90–60–90. Соответственно, вся рабочая сила находится в разной ценовой категории. По мнению многих административных директоров, иностранная рабочая сила более трудолюбива, сервильна, дисциплинированна. Но в последнее время заказчики все чаще говорят, что гастарбайтер пошел уже не тот. Во-первых, те, кто получил патент и немного покрутился в клининге и в России, требуют высокую зарплату, потому что у них появилась возможность устроиться на менее «пыльную» работу, чтобы отбить стоимость патента, затраты на проживание, а оставшиеся деньги отправить на родину. Проблема заключается в том, что несмотря даже на приличную зарплату, из россиян идут на работу в клининг единицы. Даже безработные рассматривают клининг как временное пристанище, в том числе и менеджеры объектов.

Менеджеры объектов

Опрос среди административных директоров показал, что одним из основных требований, предъявляемых к клининговой компании, является профессиональный уровень ответственного менеджера объекта и его опыт работы на больших площадках. Вот что говорит административный директор международной производственной компании: «Все зависит от того, насколько профессионален менеджер, отвечающий за объект, как много внимания он уделяет обучению и развитию своей команды. На одном из наших объектов был менеджер, которого сотрудники не воспринимали как руководителя и не уделяли должного внимания качеству своей работы. При этом зарплаты у клинингового персонала, по сравнению с рынком, были конкурентоспособными. Несмотря на наши справедливые претензии, руководство клининговой компании не предпринимало должных мер для улучшения ситуации, что повлияло в значительной мере на принятие решения по выбору другого поставщика».

Татьяна Гавричина также считает, что многие менеджеры объектов не видят либо не хотят видеть ошибки своего персонала, его недостатки в работе и их отношение к качеству предоставляемых услуг в принципе оставляет желать лучшего. Скорее всего, это зависит от того, что переговоры и подписание контрактов ведет продажник, который ради сделки на все готов, а когда договор вступает в силу и приходит менеджер объекта, оказывается, что у него свой взгляд, свой подход, не всегда совпадающий с требованиями заказчика. И на то, чтобы научить этого менеджера контролировать качество уборки на объекте, у заказчика уходит слишком много времени. А это совсем не то, чего он ожидает за те немалые деньги, которые компания платит клинингу. Все это, безусловно, отмечают и директора клининговых компаний, но с поправкой: стоимость контракта остается на прежнем уровне.

По словам Михаила Харламова, тест на проф-пригодность при заходе клининговой компании на новый объект пройти не просто. Рассмотрим, как заказчик, представляющий объект класса А тестирует выбранную клининговую компанию. Во-первых, визуальный осмотр, дресс-код, обувь, прическа, улыбка. Далее ежедневный обход объекта: на потолке паутина, но ее нельзя трогать, поскольку это помешает посетителю; пятно на стене, требующее обработки серьезными агрессивными средствами с нейтрализацией, — это в вечернюю смену; грязь на полу, ее можно убрать сейчас, потихоньку вызвав по рации уборщицу. Дальше время хронометрируется, тестируются уборщица, инвентарь с нужной цветокодировкой и прочее. Очень серьезный профессиональный подход со стороны административного директора, который наведет чистоту на объекте. И клининговые компании понимают, что к этому нужно стремиться. Но не по ценам 2013 года. Не с подходом заказчика— кто дешевле, тот и выиграл. Разве можно требовать идеальных знаний и идеального подхода во всем, не оплачивая данные требования сполна? И опять связь «цена—качество». Цена остается неизменной, а к качеству все жестче и жестче требования. Отсюда и ротация кадров линейного персонала, а за ним и ротация менеджеров. Тот объект класса А, о котором мы писали чуть выше сейчас перед выбором— и качество работающей компании не устраивает уже, и весь персонал за три месяца сменился дважды, и ни одна компания не соглашается работать за имеющийся бюджет.

Что делать? Бюджет не увеличивают собственники здания, а работающая компания уже выше своей планки прыгнуть не может. Скорее всего, управляющий объектом умерит свой пыл и требования станут чуть проще. Олег Попов отмечает: «Менеджер объекта должен быть профессионально грамотным и даже более того. Он как представитель среднего звена должен быть прекрасным управленцем, чтобы удерживать коллектив, уменьшая текучку, организуя постоянное обучение, прекрасно знать условия договора и пожелания клиента и все это делать в рамках бюджета, чтобы обеспечивать плановую рентабельность объекта. Главная цель — удовлетворенность конечного клиента». Людей, которые могут осуществлять так много функций, то есть управленцев, не так много, за них идет постоянная борьба, они очень востребованы. Хорошие специалисты работу себе найдут за пару часов.

Основные претензии и требования

Таким образом, получается, что главное требование клиентов к клинингу — грамотный, профессиональный менеджер на объекте, гарантирующий высокое качество работы адекватного персонала, технологий и средств, применяемых в работе, по цене, соответствующей уровню качества, заданному клиентом. В свою очередь, клинеры прекрасно знают свои ошибки, более того, считают их справедливыми: текучка персонала, плохо говорящий на русском языке линейный персонал, необученность, слабый менеджмент объекта, документы, не в полной мере соответствующие законодательству. То есть клинеры понимают, в каком направлении нужно двигаться, а значит, диалог уместен.

Автор: Мария Вольпина,
руководитель направления «Клининг»



,

Обсудить на форуме (0)








 
 

© 2007-2017cleannow - мир профессиональной уборки Рейтинг.ru
..