клининг, профессиональная уборка, Клининг. Совершеннолетие., клининг, Клининг. Совершеннолетие.
 
     




 Все аналитические статьи по клинингу





Клининг. Совершеннолетие.


Возраст российского клининга недавно перевалил за двадцать пять лет. Это возраст полного совершеннолетия. Попробуем посмотреть, чего он достиг за это время и что его ждет. Период становления прошел, а вот будущее во многом зависит от самих клининговых компаний: сумеют ли они преодолеть трудности и стать авангардом в области чистоты или так и останутся на побегушках заказчиков.

Первая компания по уборке появилась в Эстонии в 1989 году, а сам клининг пришел к нам из Скандинавии. В 1990-м в России появилась компания «Ольва», в 1991-м – «Примекс». Но зачатки рынка начали формироваться в 1993–1994 годах. Именно в этот период появились «Ронова», которая стала впоследствии «кузницей кадров» для многих компаний и оказала большое влияние на то, как выглядит клининг сегодня, и «Чистый свет», который превратился в лидера рынка.

Юрий Рябичев, президент Ассоциации русских уборочных компаний, генеральный директор компании «Примекс»:

С самого начала у нас было заложено использование современных технологий. Мы набирали молодых ребят, обучали их. Все наши сотрудники учились в Эстонии, а руководящий персонал – и в Швеции. Долгое время у нас работал иностранный консультант. Все было серьезно, мы развивались на базе технологий, которые применяются и сегодня. Представляете, никто ничего не умеет, а мы умеем. Причем у нас есть иностранная поддержка, современное оборудование, моющие средства, подготовленные кадры. Первый и второй год мы не ощущали конкуренции. В 1994 году мы создали сеть предприятий в Сочи, Киеве, Минске и Санкт-Петербурге. Только году в 1993–1994 годах появилась конкуренция, новые компании предлагали услуги дешевле на 20–30%. В 1998 году случился кризис, но через полтора года мы сделали первый миллион! У нас был активный рост, мы искали новые направления для развития – возникла ежедневная уборка.

Первые клининговые компании специализировались в основном на разовых работах, уборке квартир, офисов иностранных компаний и самых продвинутых «лужковских» объектов. В процессе переговоров с новыми клиентами стояла важная задача – объяснить, что обозначает диковинное слово «клининг», которое путали с «клирингом».

Грянувший кризис 1998 года клинеры прошли безболезненно, рентабельность ежедневной уборки была больше 50%, не говоря уже о спецработах. В тот период на собеседования приходили недавно появившиеся «белые воротнички» – люди с высшим образованием. Контракты с клиентами заключались в у.е. (если кто-то помнит, то даже ценники в магазинах недолгое время были в у.е.) Грамотный персонал, гарантированный доход, рост рынка – все это способствовало стремительному росту самих компаний. Пожалуй, наибольшее влияние на распространение клининга по всей стране оказал ретейл. Западные торговые сети принесли с собой и уже отработанную систему уборки и ухода за поверхностями. С одной стороны, это дало клинингу крупные заказы с возможностью последующего выхода в регионы, а с другой – заставило их осваивать и применять самые современные технологии. В последующие годы клининг шаг за шагом начал активно распространяться на коммерческую недвижимость самого широкого назначения. Как и во всех отраслях, период становления сопровождался быстрым появлением новых предприятий и таким же быстрым крахом некоторых из них. Сейчас уже мало кто помнит таких крупных игроков рынка нулевых годов, как «Энитель» или «Содексо». Ряд компаний перешли из категории лидеров в разряд середняков, продолжающих свою деятельность и сегодня, например «Абсолют Клининг» или «Москва». Сохраняют свои лидерские позиции и продолжают активно развиваться «Примекс», «Ронова», «Чистый свет», который преобразовался в группу компаний (ГК) «Фасиликом», и «Премьер сервис», ставший ГК «Корпус Групп». В группу лидеров вошли и несколько позже появившиеся «Кристанваль» и «ОМС». Все эти компании работают не только в столицах, они имеют свои подразделения в регионах. В перечне их услуг есть практически все возможные виды клининговых работ.

Но клининговый рынок в России, как и во всем мире, держится на средних и малых кампаниях, особенно в регионах, где его становление шло своим путем. Да и отношение к появившимся столичным конкурентам было специфическим.

Николай Черезов, член правления Ассоциации контрактных клининговых компаний Поволжья:

Часто приходится слышать, будто бы настоящий клининг («Клининг с большой буквы») пришел в регионы только с появлением в них филиалов крупных федеральных (сетевых) клининговых компаний. Но это не так. По крайней мере в большинстве областных городов в Приволжском федеральном округе (ПФО). К сожалению, именно благодаря «федералам» ценовая борьба перешла на новый уровень, а наши клиенты узнали, что такое «уборщинг по-московски». Сейчас в это трудно поверить, но до их прихода, например, в самарском клининге не был задействован НИ ОДИН иностранный работник, все местные компании обходились (и весьма успешно!) только местными специалистами. Представьте только: в 2005 году все гипермаркеты «Перекресток» в Самаре и Тольятти обслуживались местными компаниями, а «райдерами» управляли исключительно граждане РФ. И заметьте, никаких цинковых ведер и наструганного хозяйственного мыла! И самое главное: работы выполнялись посменно, то есть в полном соответствии с Трудовым кодексом. А началось все в далеком 1996 году с одной маленькой бригады, которая первой в Самарской области начала оказывать клининговые услуги. Сейчас бы мы назвали эти услуги спецработами (машинная чистка ковролина, защита твердых полов полимерами и т.д.), а тогда это гордо именовалось «евроуборка». И гастролировала эта бригада по всей губернии фактически монополистом вплоть до 2000 года. В том же году, кроме конкурентов, появился и первый контракт на ежедневное (круглосуточное) обслуживание. Причем объектом был не какой-нибудь супермаркет, а только что завершивший реконструкцию железнодорожный вокзал г. Самары (самый высокий в Европе). Так зародился контрактный клининг в Самаре. Дальше – больше; в 2002 году появилась идея развивать сеть региональных дилеров по всему ПФО, и тут выяснилось, что в большинстве городов клининг проходил этап самарских девяностых. То есть когда мы отправляли своих сотрудников за сертификатами BICSc в Москву и вовсю готовились обслуживать саммит Евросоюза, клининг кое-где за пределами Самарской области находился на уровне мобильных бригад. В результате удалось помочь нескольким новым компаниям развиться и прочно занять нишу в своем регионе. Таким образом клининг уверенно встал на ноги еще и в Саратове, Ульяновске, Уфе, Оренбурге, Тольятти.

Это было золотое время для развития регионального клининга. Изучались новые технологии, закупалось новое оборудование, в том числе и только для тестирования, росли автопарки. А какие были карьерные взлеты! Из рабочих – в директора, и не в единичных случаях. Но тут пришли они и принесли «Клининг с большой буквы». Случилось это в 2005-м…

До начала очередного экономического кризиса 2009 года рынок клининга в России ежегодно рос на 30–40%. В основном это происходило за счет обслуживания введенных в эксплуатацию строительных объектов: торговых и бизнес-центров, медицинских учреждений, аэропортов. Во время кризиса российские клинеры продолжали расти за счет комплексов, контракты по которым были давно подписаны.

Развитие рынка привело, в свою очередь, к созданию профессиональных интернет-порталов.

Антон Чурин, основатель и редактор cleannow.ru:

Форум cleannow.ru открылся в апреле 2007 года. К этому моменту у меня уже был опыт создания небольших тематических порталов, и тема уборки была выбрана не случайно. Согласно аналитическим отчетам, в этой отрасли был спрос на рекламу. Для меня эта тема стала интересна не сразу. Сначала освещался бытовой клининг: как помыть плиту или раковину. Потом было приглашение на конференцию от крупной клининговой компании, сотрудничество с известным поставщиком, и все закрутилось. Сначала больших планов не было. Был просто «стартап», когда неизвестно, каким будет отклик рынка, будет ли прибыль, удовлетворение от работы и т.д. Когда посещаемость была 200 человек в сутки, было неинтересно, когда 500 – появилась надежда, 1000 – уже стало понятно, что все прошло успешно. Сейчас заходят порядка 1300-1500 человек в сутки. Среди пользователей прошлых лет наиболее активны были «анонимы». Это был большей частью анонимный форум. Мне звонили руководители компаний и просили убрать те или иные комментарии. Публично много писали только люди, которые хорошо известны рынку.

По мере охвата все больших видов недвижимости рост рынка замедлялся, что привело к снижению рентабельности этого вида бизнеса. А тут еще и очередной кризис грянул. Своего апофеоза он достиг в 2015 год.

Вера Глебовская, коммерческий директор УПЦ «Клининг Мастер»: 

Сегодня есть настроение предчувствия войны. Экономической в первую очередь. Но при этом не так страшно, как в прошлом. Как и многие компании, мы стали сильнее, осторожнее, сдержаннее за этот уходящий год. Были замечательные новые объекты – современный музей и крупный логистический комплекс. Было красивое обслуживание ярких праздников и открытий. Нашли массу путей снижения затрат и активно перешли на российские альтернативы в материалах. Но общие итоги деятельности радуют слабо: оборот вырос на 50%, а прибыль в абсолютном выражении упала более чем на 50%. Прогнозы страшной осени 2014-го во многом оправдались. В новом году будем вынуждены продолжать снижать издержки, искать новые технологические решения, чтобы сдерживать рост цен на собственные услуги в условиях снижающейся платежеспособности клиентов, отказываться от низкорентабельных направлений и контрактов с длинной постоплатой, категорически расторгать контракты с неплательщиками, искать новые ниши.

Среди главных моментов 2015 года хочется отметить:

1. Рост доли материалов с себестоимости услуг до 40 %.
2. Критический для выживания рост дебиторской задолженности у большинства компаний. Массовые банкротства заказчиков, а следом и компаний-подрядчиков.
3. Закрытие банков вместе с расчетными счетами многих клининговых компаний.
4. Стремительный рост процентных ставок по кредитам в конце 2014 – первом полугодии 2015 года.
5. Кредитование не ради инвестиций, а ради выплаты текущей зарплаты и налогов. Это можно, пожалуй, назвать «предпринимательской катастрофой».
6. Продолжительные задержки выплаты заработной платы персоналу клининговых фирм (при том что сама зарплата обесценилась вдвое).
7. Значительный рост числа инспекционных и налоговых проверок. Грабеж.
8. Заказчики настойчиво стараются собственные экологические и эксплуатационные штрафы переложить на хрупкие плечи клинингового подрядчика.
9. Потребность в квалифицированном юристе и адвокате становится выше, чем в талантливом технологе. Учимся судиться.
10. Принятие нового ГОСТ Р 51870–2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия».
11. Отмена патентов для граждан Киргизии.
12. Значительное сокращение на рынке труда граждан Молдовы.

Образованные изначально по западному образу и подобию, клининговые компании попытались последовать и другому примеру: созданию ассоциаций, которые способствовали бы защите их интересов. С этой целью в 2000 году появилась Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК), а в 2002-м – Международная ассоциация компаний индустрии чистоты (МАКИЧ), каждая из которых в течение нескольких лет пыталась перетянуть одеяло на себя. В силу ряда обстоятельств в этом соревновании победила АРУК. Постепенно образовывались и региональные объединения, такие как Ассоциация предприятий индустрии чистоты Урало-Сибирского округа (распущена), Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья, НП Ассоциация клининговых компаний Сочи и др.

К сожалению, несмотря на все усилия АРУК, добиться полноценного объединения клинингового сообщества пока не удается. Слишком велики инерционность и боязнь столичного диктата в регионах.

Однако сейчас мы подошли к очередному Рубикону, и чтобы его перейти, надо учитывать новые реалии. Проблем у клинеров всегда было много: уходили одни, приходили новые. У тех, кто вырос и выстоял за эти годи, масштаб задач также вырос в геометрической прогрессии. Особенно тяжело идет работа в регионах, не у всех хватает административных ресурсов на хорошее управление. Линейный персонал и даже менеджеры объектов плохо подготовлены, возникают кризисные ситуации, которые очерняют имя компании. Многих подкашивает разобщенность. Когда нужно спросить совета, как поступить в той или иной ситуации, какое менеджерское решение принять, руководители компаний остаются один на один со своими проблемами и не хотят их обсуждать из боязни, что эта информация будет работать против них. Клининг остается неорганизованным как отрасль, процветает демпинг. И это имеет далеко идущие последствия. Банально не хватает средств на нормальное оснащение людей, на обучение, на обеспечение качества услуг. За деградацией отдельных игроков начинает падать и весь рынок.

Реальное объединение и сплоченность помогли бы отрасли пройти этот кризис с меньшими потерями. Это уже хорошо понимают руководители крупных компаний, которые больше не готовы послушно смотреть в рот заказчику, а в одиночку отстаивать свои интересы и права уже не могут. Недавно была создана СРО АРУК, членство в которой предполагает, помимо прочего, помощь при взаимодействии как с заказчиками, так и с представителями властных структур в отстаивании своих интересов. Дело за малым: воплотить в жизнь лозунг «Клинеры всех регионов России, соединяйтесь!».

Публикуется с разрешения редакции.



,

Обсудить на форуме (4)








 
 

© 2007-2017cleannow - мир профессиональной уборки Рейтинг.ru
..