клининг, профессиональная уборка, Система менеджмента качества:  что она дает клининговой компании?, ISO в клининге, ISO 9001, ИСО
 
     




 Все аналитические статьи по клинингу





Система менеджмента качества: что она дает клининговой компании?


Проблема качества производимой продукции или оказываемой услуги приобретает в последнее время особый смысл в условиях все возрастающей конкуренции и запросов потребителей. Сегодня любому предприятию невозможно не уделять должного внимания проблемам качества – и клининговые компании не исключение. В связи с этим внедрение системы менеджмента качества по стандартам Международной организации по стандартизации (ISO) является, на наш взгляд, одним из решений проблемы качества не только конечного продукта или услуги, но прежде всего качества управления самой компанией в условиях жесткого рынка.

В международных стандартах серии ISО 9000 установлены требования к построению, организации и функционированию системы менеджмента качества в организации. Проще говоря, в стандартах ISО 9000 содержатся требования к системе управления компанией, выполнение которых необходимо для обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции или услуги можно обеспечивать, например, внедрив на предприятии сплошной или выборочный контроль, а можно контролировать сам бизнес-процесс. Идеология ISО 9000 заключается в том, что хорошо выполненную работу не нужно контролировать – на выходе будет качественный продукт. Сертификат серии ISО 9000 – документ все более актуальный для российского рынка. Тенденция такова, что он требуется на рынке все чаще. Характер этих требований постепенно приобретает обязательные черты, ведь уже сегодня в различных государственных и иных торгах, в том числе в области профессиональной уборки, шансы получить подряд выше у тех, кто обладает таким сертификатом. Это связано, в частности, с тем, что в последнее время торги, особенно в регионах, стали выигрывать компании, которые, опустив котировки ниже разумного предела, не обеспечивают затем необходимого качества проводимых работ, и это становится большой проблемой для заказчиков клининговых услуг. В связи с этим Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК) и Департамент по конкурентной политике Правительства города Москвы ведут активную работу над совершенствованием схемы проведения торгов в рамках положений 44-ФЗ, с тем чтобы обеспечить, помимо прочего, и надлежащее качество работ, проводимых участниками таких торгов. Сертификат качества ИСО 9000 можно, конечно, сегодня просто купить через Интернет и не внедряя по-настоящему у себя в компании систему менеджмента качества, но эта практика наверняка в скором времени изживет себя из-за все возрастающих жалоб на качество проводимых работ.

Центр сертификации, созданный не так давно в структуре АРУК, как раз не торгует сертификатами ИСО, а пытается реально помочь клининговым компаниям внедрить у себя систему менеджмента качества для того, чтобы они могли получить дополнительные конкурентные преимущества и улучшить показатели своей работы. Для этого нами разработаны рекомендации по внедрению системы менеджмента качества (СМК) в клининговой компании, привлечены преподаватели, разбирающиеся в специфике клининговой деятельности, предоставляются консультационные услуги по этой тематике и т.д.

Как разработать СМК на собственном предприятии

Единого стандарта или рецепта внедрения системы менеджмента качества по действующему национальному стандарту ГОСТ ISO 9001–2011 не существует. У каждого органа по сертификации, который оказывает квалифицированную помощь во внедрении СМК, есть свои апробированные методики и своя последовательность действий, которые они и предлагают своим клиентам. Наконец, не обязательно обращаться даже к ним. Если ваша компания небольшая, то финансовый или коммерческий директор может самостоятельно описать все внутренние бизнес-процессы в компании и проанализировать их. Описать бизнес-процессы предприятия с численностью в несколько десятков человек можно и с помощью простой программы MS Exсel или даже на листе бумаги в виде квадратиков и стрелок. Однако, если компания крупнее, то становится более выгодным воспользоваться услугами человека, который владеет методологической базой внедрения и управления СМК и может регулярно посвящать этому свое время. Такого человека или нескольких человек необходимо, конечно же, прежде обучить или взять в штат компании.

Как, например, понять, взаимодействуют ли внедренные элементы СМК полноценно, если речь идет о коллективе, где по разным причинам сложно увидеть многие острые углы, такие как различные несоответствия, дублирование функций и т.д.? Согласно рекомендациям IAF (International Accreditation Forum − группа международных аккредитационных органов, объединившихся для содействия международному признанию аккредитационных документов), нужно качественно опросить сотрудников компании и проверить, действительно ли выполняются на практике все прописанные в документации СМК процедуры. Понятно, что эффективнее других с этим справится профессионал.

Многообразие подходов и методов в области внедрения СМК велико, но все-таки оно ограничено требованиями действующего в России стандарта ГОСТ ISO 9001–2011, принятого в 2013 году. Довольно часто положения этого норматива используют как модель создания СМК то есть выполняют все необходимые действия в той же последовательности, в которой они приведены в самом стандарте. С самого начала стандарт требует определить процессы, важные для системы менеджмента качества. Такие виды деятельности легко выделить, поняв, имеют ли они решающее значение для преобразования ресурсов, с которыми работает предприятие, в конечную продукцию, будь то товар или услуга. На этом же подготовительном этапе создается рабочая группа по внедрению СМК из как минимум одного представителя высшего руководства компании и одного или нескольких сотрудников среднего и исполнительского звена.

В небольшой компании функцию оргкомитета внедрения стандарта ISO 9001 могут выполнять 1–2 человека, однако очень важно, чтобы высшее руководство организации реализовывало свое лидерство в создании СМК, ведь лидерство руководства – один из ключевых принципов стандарта ISO. Оргкомитет проходит обучение стандарту ISO 9001 и различным методикам, которые давно существуют в менеджменте, но относительно малоизвестны в российских компаниях: например, использование статистических методов контроля качества, процессный подход в управлении и т.д. Затем требуется создание документации системы менеджмента качества.

После того как подготовительный этап внедрения завершен, руководитель издает приказ по организации о начале внедрения системы ISO 9001, реализуя таким образом свою лидирующую роль, которую он должен будет проявлять на протяжении дальнейшего функционирования компании. Оргкомитет в контакте с остальными руководителями компании приступает к созданию документации СМК. В первую очередь создаются такие документы, как «Политика и цели в области качества», «Руководство по качеству» – эти фундаментальные документы позволяют задать вектор, в направлении которого будут развивать ситуацию на предприятии все остальные документы СМК, имеющие более прикладной характер. После этого создаются и дорабатываются рабочие инструкции, записи, формы описания процедур – все то, что будет поставлять данные для анализа ситуации с качеством, фиксировать достигнутые результаты и разграничивать сферы ответственности сотрудников. Документированы должны быть и сами процедуры учета, ротации, пересмотра и ревизии документации СМК. Не существует строгих форм, в которых должны быть воплощены документы системы – это всецело зависит от особенностей и потребностей конкретной организации, в которой идет внедрение.

Параллельно созданию и запуску в работу документации идет обучение сотрудников работе с СМК. Высшие руководители компании должны принять обязательства, сформулированные в политике организации и ее целях в области качества, разбираться в действующем законодательстве и других внешних документах, которые сказываются на вопросах качества продукции или услуги, являющейся предметом деятельности организации. Средний менеджмент должен понимать и принимать положения ISO 9001, владеть современными методами мотивации исполнительского состава организации, а тот, в свою очередь, должен изучить статистические методы контроля качества и потребности заказчика. Все сотрудники компании в той или иной мере должны овладеть Руководством по качеству, поскольку именно этот документ представляет собой, по сути, путеводитель по всей системе и позволяет как разобраться в ней, так и понять свою роль в этом механизме.

После того как СМК запущена, осуществляется ее систематический контроль и предпринимаются меры по совершенствованию работы с качеством продукции или услуги на всем протяжении создания этой продукции (услуги), − ведь внедрен механизм, который дает руководству компании возможность обнаруживать проблемы с качеством и ясно видеть их причины. На этом этапе может оказаться, что многие процедуры, которые необходимо выполнять в рамках поддержания и улучшения работы системы менеджмента качества, можно автоматизировать, для чего существует много IT-решений.

Результат внедрения

Убедиться в работоспособности СМК позволяют внутренние и внешние аудиты, которые служат одним из важнейших инструментов результативности внедренной системы качества. Реальное, а не бумажное внедрение системы менеджмента качества, несомненно, скажется на кредите доверия, который компании готовы будут предоставить клиенты и партнеры, а в отдельных случаях и государство, если она решила участвовать в проводимых им торгах. Так что же все-таки дает клининговой компании внедрение системы менеджмента качества и последующая ее сертификация? Прежде всего это, как говорилось выше, доверие потребителей, а значит, и расширение рынка ваших услуг и более качественное управление компанией, потому что это управление станет более эффективным.

К этому можно добавить возможность работать с государственными организациями и крупными бизнес-структурами, а также возможность участия в различных государственных и муниципальных торгах в условиях возрастания требований по качеству; возможность вступить в различные некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации (СРО) в сфере клининга; постепенно сформировать новый, более значимый и привлекательный имидж компании; повысить ее инвестиционную привлекательность. Появится и возможность выхода на международный рынок. Любой современный грамотный и креативный руководитель просто обязан задумываться о будущем своей компании и принимать меры к тому, чтобы это будущее было успешным. Реально работающая в компании система менеджмента качества по стандарту ИСО как раз и помогает в этом.

Геннадий Дасевич, руководитель Центра сертификации АРУК


Публикуется с разрешения редакции журнала Клининг



,

Обсудить на форуме (0)








 
 

© 2007-2017cleannow - мир профессиональной уборки Рейтинг.ru
..