клининг, профессиональная уборка, Обучение в клининге: проблемы, решения, перспективы, Обучение в клининге, аналитическая статья про учебные центры
 
     






 Все аналитические статьи по клинингу





Обучение в клининге: проблемы, решения, перспективы

Дефицитные профессионалы

Ну вот, кажется, что-то стало сдвигаться в нашем клининговом королевстве. Двадцать лет прошло с образования первой клининговой компании в России, и мы задаемся сакраментальным вопросом – много это или мало? Могу отметить, что проблем за это время накопилось немало, и одна из них – подготовка кадров.

За прошедшие два десятилетия практически самостоятельно сформировалась пока еще не признанная на государственном уровне отрасль. Появились отраслевые объединения, но они охватывают лишь незначительное число компаний, занимающихся клининговой деятельностью. Объединения эти разрозненные, и внутри них компании пока не могут найти общий язык. И это несмотря на то, что в России сейчас очень большой интерес к этому виду деятельности. Вопросы организации и регулирования отрасли остаются нерешенными. Государство не хочет брать на себя эти функции. Может, оно и к лучшему, так как в итоге мы можем получить новую неповоротливую и затратную надстройку.

Сами же участники клинингового рынка не желают объединяться и решать вопросы регулирования своей деятельности. Это привело к ряду проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день. И одна из этих проблем – подготовка персонала и воспроизводство кадров. А кадры в настоящее время нам нужны профессионально грамотные. Вот и возникает вопрос: а где их взять? Государственные образовательные учреждения их не готовят, а если и существуют несколько учреждений, которые по инициативе работодателей готовят кадры по программам начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), то это капля в море. Тем более что готовят они слушателей по рабочим специальностям, существующим с советских времен и не отвечающих современному состоянию дел в клининге, или по вовсе не существующим. Например, в одном из учебных центров Москвы готовят «операторов напольного транспорта».

Пытаясь решить проблему дефицита обучающих учреждений для подготовки профессиональных кадров в клининге, ряд крупных и средних клининговых компаний стали создавать свои внутренние учебные центры. Однако практически все они уперлись в стену отсутствия учебных программ, пособий и, главное, отсутствия преподавательских кадров. Худо-бедно какие-то программы были разработаны, но в большинстве случаев вместо обучения получаются подобия тренингов. А ведь сотрудники клининговых компаний, особенно высококлассные специалисты, менеджеры, технологи, руководители, должны обладать суммой знаний из различных областей. Это и основы организации производства, экономики, строительного и текстильного материаловедения, химии, клининговых технологий, охраны труда и экологии, вопросы этики, психологии, коммуникаций и т.д.

Для решения указанных выше проблем параллельно разрабатываются несколько направлений: заключен договор с национальной германской клининговой ассоциацией на предмет внедрения в России элементов дуальной системы образования, а также подготовки кадров преподавателей; начата работа по созданию профессиональных стандартов, готовятся дополнения и изменения в существующие законодательные акты; ведется работа по выпуску как адаптированных для России зарубежных учебных пособий, так и отечественных. Разработка профессиональных стандартов позволит нам определить те профессии и специальности, которые реально необходимы на современном этапе. Соответственно, эти профессии и специальности будут внесены в Единый тарифно-квалификационный справочник. На их основании будут переработаны образовательные программы и созданы образовательные стандарты. И мы с вами будем получать квалифицированные кадры.

Нельзя не затронуть и следующий аспект. В соответствии с совместным решением Министерства образования и науки РФ и РСПП в жизнь страны активно внедряется независимая оценка качества профессионального образования. В соответствии с ней в регионах уже создаются такие организации, как экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций. И здесь никак не обойтись без нас и наших специалистов. Вопрос этот отдельный, мы поговорим о нем в следующий раз, а сейчас отметим следующее: при этой системе мы будем участвовать в определении уровня подготовки кадров, и от нас будет зависеть, выдадим мы сертификат о квалификации или нет. Мы также будем участвовать в сертификации образовательных учреждений и их программ обучения. А это уже немало для пополнения отрасли профессиональными кадрами.

Как показал круглый стол, посвященный взаимодействию клининговых компаний с заказчиками, нужно обучать не только наш персонал, нашим контрагентам тоже необходимо знать основы клининга. А посему среди учебных программ должны быть программы для обучения менеджеров управляющих компаний и административно-хозяйственных служб, которые контролируют клининговые работы. Понятно, что нельзя контролировать то, в чем ты абсолютно не разбираешься. Надо учиться разговаривать на одном языке. А для этого нам необходим свой терминологический словарь, который учитывает термины и определения смежных областей и профессий, а не создает новые, известные только нам или только нашим оппонентам и, как правило, созданные на основе не совсем грамотных переводов или заимствований из иностранных языков.

Готовим кадры сами

За редчайшим исключением подготовка кадров, их профессиональное обучение производится в процессе работы и освоения профессий. Более-менее крупные клининговые компании создали на своей базе учебные центры. Профессиональное обучение работников таких клининговых компаний осуществляется специалистами и высококвалифицированными рабочими этих компаний. Для обучения работников среднего звена (менеджеров, супервайзеров, администраторов) привлекаются как собственные силы, как правило, из состава технологов и руководства компаний, так приглашенные со стороны преподаватели и тренеры.

Основными целями такого обучения являются адаптация вновь принятых сотрудников к специфике профессиональной уборки, условиям труда на конкретном объекте, углубление и поддержание уровня квалификации сотрудников. Кроме указанных УЦ, обучением сотрудников занимаются компании продавцы клинингового оборудования, инвентаря и химических средств. В условиях информационной насыщенности, практического отсутствия учебников и других учебных материалов клининговые компании, собирая информацию «с миру по нитке», пытаются самостоятельно создавать учебные программы, методические пособия и материалы. Зачастую обучение проводится в виде отдельных семинаров и тренингов и не всегда заканчивается проверкой знаний и навыков, полученных сотрудниками.

Из этого вытекает, что в целом планомерное обучение технологическим процессам клининга отсутствует. А также отсутствует подготовка персонала необходимой квалификации в связи с отсутствием, как профессиональных, так и образовательных стандартов. Бурный рост строительства, применение новых материалов, усиление требование к эксплуатации, зданий и сооружений, к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения требуют перехода на новое качество обучения и подготовки персонала для клининговых компаний. На первом этапе нам потребуется разработка образовательных стандартов и на их базе образовательных программ начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО), дополнительного профессионального образования (ДПО).

Не стоит забывать, что готовить квалифицированных специалистов, сопровождать его итоговой аттестацией и выдавать документы об образовании и (или) квалификации могут только образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии. Оптимальным вариантом для создания и развития образовательных учреждений, которые будут готовить персонал для клининга, при этом охватывать такие слои населения как молодежь, взрослое население и мигрантов, является взаимодействие между региональными клининговыми ассоциациями и государственными образовательными учреждениями на базе социального партнерства. Это тем более актуально, что государство предлагает нам не только усилить участие работодателей в образовательных процессах, но и принять активное участие в сертификации квалификаций выпускников.

Вера Глебовская, ком. директор УПЦ «Клининг Мастер» 

Отрасли пока, действительно, нет. Стихийное удовлетворение потребностей рынка под девизом «решаем проблемы». Есть рекомендательный ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий …» 2002 г. выпуска. Его используют, в основном, как базу для составления предварительных спецификаций услуг на объектах ежедневной уборки. На основополагающий отраслевой документ пока «не тянет».

Учебными центрами занимаются творческие энтузиасты клининга и те, кто просто устали от круглосуточной производственной рутины, «стартов» объектов, накопили более или менее существенный для российского рынка опыт, которым и делятся. Иногда щедро и откровенно, иногда скупо и довольно формально. Так что учащимся приходится надеяться на личное везение. Ищите Центры (а точнее преподавателей) по рекомендациям, как врачей.

При этом упомянутый ГОСТ гласит, что: «Для оказания выполнения услуг по уборке обязательными условиями являются:
- профессиональный уровень мастерства исполнителя и знание им требований безопасности, правил обслуживания и санитарных норм;
- наличие технологического оборудования, уборочного инвентаря, химических средств;
- наличие нормативных и технологических документов на оказываемые услуги по уборке».

Это означает, что как минимум, необходимо определить:
- какой уровень мастерства считается профессиональным,
- в каких учебных центрах и по каким программам его можно постичь,
- кто имеет право на проф.обучение и какие требования к этим учреждениям предъявляет государство как защитник интересов потребителей (и слушателей курсов и заказчиков уборочных услуг).

Также придется разработать практические нормативы, необходимые всем участникам рынка.
В квалифицированном обучении заинтересованы все участники рынка: потребители услуг (стабильное качество услуг и облуживания, бережное обращение с собственностью заказчика, снижение текучести кадров на объектах;, разумная ценовая конкуренция); работники клининговых компаний (качественная профориентация, возможности карьерного роста и более высокой зарплаты, безопасность рабочих процессов, профессиональная гордость и интерес к работе); собственники клининговых компаний (оптимизация затрат, стабильность качества, минимизация несчастных случаев на производстве, бережное обращение с техникой и повышение эффективности её использования, клиентоориентированность персонала, лояльность сотрудников, заказчиков и поставщиков, снижение текучести кадров, имидж компании, конкурентоспособность); поставщики оборудования и средств уборки (ориентированность клининговых компаний на механизацию техпроцессов, повышение эффективности использования оборудования, удовлетворенность покупателей); государство (поскольку должно нести ответственность как защитник работников перед работодателями и потребителей перед провайдерами услуг, гарантировать безопасность, в том числе гигиеническую и эпидемиологическую, городов для их граждан, как непосредственный заказчик услуг в области профуборки); и даже конкуренты (снижение количества «демпингеров», формирование общих цивилизованных «правил игры», улучшение имиджа (в будущем) отрасли перед лицом потребителей).

Ольга Троценко, ген. директор «УК «РБЕ-клининг»

Клинингу, как и любому другому виду деятельности, нужно обучать. В нашей компании обучение проводят руководители подразделений, имеющие многолетний практический опыт, и получившие образование по методологии ведения тренингов. Программы обучения разработаны для различных категорий персонала: экспресс обучение для младшего производственного персонала, профессиональное обучение для сотрудников бригад по выполнению специализированных видов работ, программа для управленческого персонала. В разработке программ для производственного персонала использованы программы Британского института уборочных наук. Программы для управленческого персонала разработаны с учетом особенностей работы компании. Возможно, что программы не совершенны. Но основная цель — создание системы подготовки и повышение квалификации персонала — выполняется. Согласна, что необходима стандартизация программ, создание единых критериев оценки знаний. Это поможет решить проблему комплексного обучения персонала в отрасли.

Володин Н.Л.
Веб-журнал InfoClean
В статье использованы материалы, ранее опубликованные в журнале «Клининг»



,

Обсудить на форуме (1)








 
 

© 2007-2017cleannow - мир профессиональной уборки Рейтинг.ru
..